В Германии поставили необычную оперу
Действие оперы происходит на сцене, на воде и под водой. Чтобы передать всю атмосферу глубинного царства, в спектакль включили настоящую мелодию океана. Минимум света, непривычные звуки и странные действия. Подводная опера - эксперимент. А для этой мадам Баттерфляй, автора идеи и исполнительницы партии главной героини, пение - лишь хобби, она профессиональная пловчиха. Почти десять лет думала, как передать миру поэзию подводных звуков.
"Насколько я знаю, это первая и единственная постановка в мире с подводным пением. И она должна передавать эту мистику подводного мира, его спокойствие", - считает автор идеи Клаудиа Герр.
Более часа зрители следят за тем, как Клаудиа ищет источник вечной молодости. На суше, в воде и под водой. При этом со дна тоже доносятся звуки, издали напоминающие пение.
Микрофон под водой не работает, и это большая проблема дать зрителем возможность услышать музыку подводного царства. Ведь, там, внизу совсем не тишина. Мир безмолвия, на самом деле, полон таинственных звуков.
На помощь создателям оперы пришли ученые с антарктической исследовательской станции "Палаоа". Они записали подводную мелодию, опустив гидрофоны под лед на стометровую глубину. Звуки Антарктики завораживают.
Музыку океана вплели в оперную постановку. Специальное оборудование установили также и на дне бассейна. Чистая импровизация - барабанщик с аквалангом все еще в поисках подводного музыкального языка.
"Меня всегда поражал этот контраст между миром надводным и миром подводным. Для меня это новый опыт создавать музыку в воде, водная среда задает музыке свой собственный ритм", - говорит подводный барабанщик Кацэ Кауфманн.
Слушать подводную оперу тяжело. Критики отмечают: здесь нет ни легкости Верди, ни музыкального разноцветия Моцарта. Композитор улыбается: не надо сравнений. Эта музыка ни на что не похожа, потому сочиняли ее, лежа в ванне, слушая воду.
"Вода, как и музыка, находится постоянно в движении. Это не застывшая форма. И главное было - передать это ощущение", - говорит композитор Сюзанна Штельценбах.
Постановка среди немцев пользуется популярностью. Но надо двигаться дальше. Клаудиа Герр хотела бы поставить еще одну оперу, на этот раз космическую, с музыкой звезд. И не беда, что звук в космосе не распространяется. Создателей фантастических фильмов это почему-то не смущает.