Почему в Норвегии любящие семьи порой могут встретиться лишь в суде
В Норвегии россиянка пытается вернуть своих детей, которых у нее насильно забрали органы соцопеки и передали приемным родителям. Посчитав, что после развода с мужем-норвежцем, женщина не сможет их правильно воспитывать. И этот случай, к сожалению, не единственный.
Дважды в год по два часа - именно столько она видит своих детей. У Светланы Таранниковой забрали двух сыновей и дочь. Маленькая София едва знакома со своей мамой.
Когда Светлана развелась с мужем-норвежцем? малыши остались с мамой. Но в департаменте "Барневерн", функция которого состоит в помощи детям в неблагополучных семьях, засомневались: справится ли мать-одиночка? Предложили на время отдать детей в уже подобранную однополую семью. Такие семьи в Норвегии считаются полноценными, и в службе опеки возмутились, когда Светлана отказала.
Сотрудничество прекратилось, начались суды. Ни одного суда мать так и не выиграла, и детей все же раздали норвежским семьям. Первый канал обратился в "Барневерн" за комментариями, но в последний момент в интервью отказали. "Я очень извиняюсь, произошло недопонимание, о причинах не могу говорить, это наши внутренние дела", - сообщил пресс-секретарь "Барневерн" Хенрик Нильсен.
Двери этой организации часто закрыты даже для норвежских СМИ. О "Барневерн" согласились рассказать в Министерстве по делам детей и равноправия, которое курирует деятельность службы.
"Мы получаем письмо или звонок с информацией о проблемах в семье. В 20% случаев родители сами просят нас о помощи и посылают запрос. Иногда такой запрос посылают соседи, детский сад или школа. И тогда "Барневерн" начинает расследование. Абсолютному большинству детей помощь оказывается в их семье, но иногда случается, что ребенка нужно перевести в другую семью. В этом случае окончательное решение принимается в суде", - сообщила статс-секретарь Министерства по делам детей и равноправия Генриетта Вестрин.
Впрочем, "Барневерн" имеет право забрать ребенка и до суда, если у родителей проблемы с алкоголем или наркотиками, детей бьют, унижают, плохо кормят и даже если сотрудникам просто кажется, что мамы и папы не справляются с воспитанием и в процесс нужно срочно вмешаться.
Сотрудники "Барневерн" имеют полномочия наблюдать за семьей круглые сутки. В любое время дня они могут прийти домой и потребовать, чтобы их впустили. Если в квартире кто-то есть, а им кажется, что не открывают слишком долго, этот факт обязательно будет внесен в протокол и впоследствии возможно трактован, как желание родителей что-то скрыть.
Слово экспертов "Барневерн", даже не подкрепленное фактами, - закон для норвежской полиции. Она обязана оказать содействие, если мамы и папы не согласны отдать малыша. Когда ребенок попадает в специально подобранную норвежскую семью временных родителей, родители биологические сохраняют право видеть его и могут вернуть. Нужно только, чтобы "Барневерн" признал: они исправились. Но оправдаться, значит опровергнуть десятки негативных отчетов. А некоторые рапорты, как волчьи билеты, не оставляют никаких шансов.
"Мой сын подружился с парнем 12 лет. Я ходила с ними, гуляла. Потом читаю в таком рапорте, что я использовала малолетнего сына чуть ли не чтобы соблазнить того парня. Я вообще пришла в ужас", - рассказала Светлана Таранникова/
С подобными проблемами сталкиваются не только россияне. Родителям польской девочки Николы Рыбки предъявили претензию: ребенок слишком долго находится в подавленном состоянии. Хотя Аркадиуш и Хелена уверяли: дочь грустила из-за плохого самочувствия бабушки, "Барневерн" все же решил передать Николу опекунам. 29 июня родители с помощью частного детектива похитили ребенка и вывезли в Польшу. Норвежские чиновники поставили ультиматум: если Николу не вернут – всей семье будет запрещен въезд в страну.
По законам Норвегии, гражданство не имеет никакого значения. Суды, на которых решается будущее детей других государств, по сути, закрытые, на них не приглашают ни представителей консульств, ни иностранных омбудсменов. У "Барневерн" удается выиграть одно дело из десяти.
У Татьяны Биткиной забрали сына после того, как он подрался в детском саду. Теперь после каждого свидания в рапорте появляется отметка: мать заставляет ребенка нервничать. Из аудиозаписи, которую Татьяна сделала тайком и прислала Первому каналу, ясно, что вовсе не ее поведение причина слез мальчика.
В стране нет статистики, сколько детей возвращают родителям. А вот семей желающих взять малыша на время в Норвегии предостаточно. Ведь они за это получают от государства до 10 тысяч евро в год на нужды приемыша и еще столько же – в качестве вознаграждения. Если у ребенка хроническое заболевание - цифры вырастают. Многие берут по трое, по четверо детей. Что с ними происходит дальше - "Барневерн", судя по всему, уже не интересует.
Если раньше каждая ссадина на теле Луки фиксировалась в протоколе, теперь на синяки сотрудники "Барневерн" не обращают никакого внимания. Мальчик – в благополучной семье, подобранной высококвалифицированными специалистами, а значит, их работа выполнена. Кто не согласен – плохой родитель.