Французы собирают урожай улиток
Улиток необычайно много и во Франции, но там этому рады и начинают собирать урожай. Когда-то французы стали употреблять их в пищу от безысходности. А теперь улитки - одна из гордостей национальной кухни.
Если края раковины начинают загибаться, как у шляпки, значит, созрело. Можно собирать урожай. В эту пору в Бургундии только ленивый не ходит "по улитки", и год выдался богатый. За один присест можно целый мешок собрать.
"Мы их едим с удовольствием. Варим в бульоне, потом запекаем с петрушечкой. А что останется - в морозилку на зиму, про запас", - рассказывает Филипп Шарло.
Дюжина углублений в металлической тарелочке - эскарго удостоилось своей собственной посуды. У Мадам Рибо такой много. Ей уже перевалило за 100 лет. Из них 95 она ходит собирает улитки.
"Раньше охотиться в господских лесах было нельзя, мясо было доступно только богатым, вот и ели то, что поймать могли: улиток, лягушек. А поскольку французы очень изобретательны, то они и из этого умудрились сделать деликатес", - говорит Корин Рибо.
Еще недавно Жером Шалан был успешным адвокатом, теперь он фермер. Тесный кабинет поменял на простор и свежий воздух. "Почему я выбрал улиток, а не коров, например? Потому что проще. Корове нужен ветеринар, осеменитель, мясник. Это целые профессии! А тут я все сам могу сделать, и совершенно независим", - рассказывает Жером Шалан.
В годовом обороте фермы больше 200 тысяч улиток, за вычетом тех, что утащили ежи и сороки. Если не доглядишь за рогатым стадом, разбежится в разные стороны. Улитка, между прочим, за день 9 километров может проползти.
"Все, что высовывается из раковины, - это нога. Антенны и рожки - это наросты. А головы у нее нет. Есть нерв, который проходит через всю ножку, который и управляет всей ее биологией", - рассказывает фермер Жером Шалан.
Ликбез для туристов - приложение к фермерской работе. Приложение приятное, потому что посетители все время удивляются: что за необыкновенные создания, эти улитки.
Головы у них нет, а пол есть, сразу оба - мужской и женский. А мясо - чистый протеин. Во всех смыслах чистый: чем бы улитка ни питалась, где бы ни жила, ее организм не задерживает вредные вещества, даже радиация ей не страшна.
Эскарго уже давно стало символом французской кухни и одним из непременных гастрономических аттракционов для туристов. Его теперь подают в самых изысканных парижских ресторанах и порой за немалые деньги. А ведь еще недавно это была всего лишь еда для бедняков.