В Минске начался процесс по делу о взрыве в метро
В Белоруссии сегодня начался суд, к которому приковано внимание всей республики. На скамье подсудимых - двое. Террорист, убивший 15 человек и ранивший около 200 - уже признал свою вину. По данным следствия, заказчиков в этом громком деле не было. Мотивом преступления правоохранительные органы называют неприязнь к окружающим и гипертрофированное чувство собственной значимости.
От зала с пятью сотнями людей их отделяет не только клетка. Цепь ОМОНа и конвойные первые минуты спинами прикрывают обвиняемых, очевидно опасаясь, кто-то из тех, кто потерял 11 апреля родных и близких не выдержит и бросится вершить самосуд, но зал, что с утра битком набит, встречает подсудимых гробовым молчанием. А те демонстративно спокойны, не прячут и лиц и не просят судью прекратить видеосъемку.
Коновалов - вероятный исполнитель теракта - с адвокатом общается нехотя, он признал вину, и защита вряд ли спасет его от высшей меры наказания. Ковалев, по мнению следствия, сообщник, напротив, наставления своего защитника слушает внимательно. Ему адвоката наняла мать, которой он отписал: виновным себя не считает, и шанс на спасение есть. Судя по пунктам обвинения, небольшой. Самая тяжелая статья – "Теракт" - предполагает смертную казнь.
Коновалова и Ковалева обвиняют не только во взрыве в минском метро. На них, по мнению следствия, еще несколько преступлений, самые громкие из которых - теракты 2005 года в Витебске и 2008-го в Минске. Но понятно, что эти эпизоды на суде станут лишь фоном самого тяжкого преступления. Об 11 апреля те, кто оказался в 17 часов 55 минут на станции метро "Октябрьская" и выжил, до сих пор говорят с содроганием, но помнят каждую деталь.
Если быть совсем точным, 17 часов 55 минут 49 секунд – мгновение, которое отделит прежнюю Беларусь от другой, где сотни раненых и погибших в центре столицы и само слово теракт - не из зарубежных новостей. В то, что взрыв - не следствие аварии, поверят, только когда врачи скорой помощи начнут принимать первых раненых. Характер ранений свидетельствует: взрыв создал настоящую стену из металлических шариков, гвоздей и нарезки арматуры.
Калечило вырванными взрывной волной кусками мрамора от стен и осколками стекол поездных вагонов, что летели с убойной скоростью. Тогда и они стали поражающими элементами. За ранеными бросились все, кто мог, кому положено и нет - спасатели и прохожие. О чем думали? О том, что может быть второй взрыв и надо успеть вынести людей.
Видеозапись с камер наблюдения обнародовали уже через несколько дней. И стал известен весь маршрут террориста, и как он приехал на соседнюю станцию, и как оставил сумку с бомбой у скамьи в центре зала, и как отошел подальше, чтобы нажать кнопку.
Тогда всех удивило, как быстро нашли исполнителей теракта. И президент Лукашенко лично взялся объяснить оперативность следователей. Ведь мало того, что спустя несколько часов после взрыва оперативники уже обладали фотографией преступника - помогла камера видеонаблюдения, задержать его, а следом и сообщников смогли уже на вторые сутки.
Подробность, которую узнали сегодня: процедуру дактилоскопирования, а она обязательна для всех белорусских мужчин, главный обвиняемый прошел 9 апреля, и, как предполагает прокуратура, испугался, что его отпечатки сличат с теми, что нашли после взрывов в Минске в 2008-м и 2005-м в Витебске. Заторопился и назначил новый теракт на 11 апреля.
Быстро это дело рассмотрено вряд ли будет и не только потому, что в нем 550 томов. Свидетелей несколько сотен. Один уже выступил с неожиданным ходатайством - отменить смертную казнь и приговорить террористов к пожизненному заключению. Суд просьбу не удовлетворил.