Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
11 сентября 2011, 21:19

Ровно десять лет прошло со дня трагических событий 11 сентября 2001 года

Дата недели. Исполняется десять лет с того дня, когда в США произошли четыре теракта 11 сентября, которые унесли почти три тысячи жизней. Это было самое масштабное нападение террористов в истории человечества. Сегодня американцы отмечают эту печальную дату в совсем другой стране и в другом мире. Теракты 11 сентября вызвали в мире всеобщее сочувствие и положили начало международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Любой нормальный человек даже не может себе представить, что могли чувствовать те, кто десять лет назад видел самолеты, которые врезались в небоскребы в центре Нью-Йорка. И многие могли оказаться в тот день там, но чудом спаслись.

Десять лет назад композитор Стивен Райх стоял в оцепенении у окна своей квартиры – то, что видел прямо перед собой, он смог описать лишь десять лет спустя. И не словами. Он написал едва ли не самую страшную симфонию нового века: музыка, в которую врываются записи переговоров пожарных, авиадиспетчеров и голоса из телефонов - тех, кто был внезапно заблокирован внутри горящих зданий, и никакого выбора больше не имел.

У Ричарда Дрю, одного из корифеев фотослужбы агентства "Ассошиэйтед Пресс", в то утро, по счастью, выбор был. "Как журналисты, мы обладаем определенной, я бы сказал, любознательностью; вместо того, чтобы убегать от опасности, мы бежим к ней", - рассказывает Дрю.

Каждый щелчок пальца по клавиатуре выкидывает на монитор очередной кадр, сделанный тогда - когда его инстинкт жестко диктовал блокировать собственные чувства и ежесекундно снимать. "Мне были видны обе башни. Я стоял между полицейским и женщиной-спасателем. И вдруг она сказала: "Боже мой, посмотрите на это", указывая наверх. Я поднял глаза и увидел людей, падающих со здания. Я не знаю, упали ли они, или их вытолкнуло пламя, или они сами решили прыгнуть. И мы никогда не узнаем", - делится воспоминаниями журналист.

Позже эти кадры помогали в розыске людей. Они стали источником надежды для тех, кто искал своих без вести пропавших родственников. Сотни отчаявшихся под лупой разглядывали одежду, прически, рост, расу. Но опознать удалось лишь нескольких. Все происходило слишком высоко даже для самой сильной оптики, а потому так и осталось: ни крови, ни ран, просто летящие безымянные люди. Сколько бы Ричард Дрю не говорил, что как профессионал он контролирует свои эмоции, все десять лет, живя на Манхеттене, он обходил стороной "Гранд Зеро".

Леня и Саша Смирновы – братья-близнецы. Теперь они - фельдшеры "скорой помощи". А тогда - успешные компьютерщики, за плечами которых эмиграция. До нее - работа на "скорой помощи" в Москве и участие в спасательной операции во время землетрясения в армянском Спитаке. И вот близнецы-братья видят, как в телевизоре падают близнецы-"башни". "То, что сейчас будет война, это для меня было совершенно понятно", - говорит Александр Смирнов.

Дети, семья, карьера... Почему они сели в машину и поехали? Из соседнего штата, где до Нью-Йорка 400 километров. Они просто не видели причин, чтоб не ехать.

Ночью 11 сентября они уже в ожидании раненых помогали разворачивать на манхэттенской улице госпиталь. Они ехали спасать, но на месте трагедии, оказалось, спасать было некого.

Вверх и вниз по лестницам небоскребов: на руках они выносили из соседних обесточенных зданий напуганных стариков. Потом вернулись в свой Бостон. Оба не спали полгода. Что-то случилось внутри. Решили забросить свои карьеры IT-шников, создали частную станцию "скорой помощи". После того, что в Америке называют "9/11", их работа - отвечать на вызовы 911.

Стивен Спак - почетный брандмейстер - всю жизнь был в пожарных отрядах незаменимым пожарным фотографом. А если пожарный фотограф видит по телевизору, что где-то горит, он, не раздумывая ни секунды, идет туда, откуда обычно бегут. "Когда я сюда попал, тут все было похоже на ядерную зиму, казалось, что идет снег. Везде были мусор и пыль, серая пыль. Это было нереально, как будто бы вы идете по Луне", - вспоминает Спак.

Он шел и видел спасателей, надевавших кому-то кислородные маски, кругом все горело, но на месте 110-этажных башен была пустота. Бумага и расползающиеся облака пыли. Он снова шел, снимал, проверял на ходу машины в поисках пострадавших. Но факт был в том, что люди либо спаслись, либо нет. Что происходит в такие моменты с чувством самосохранения? "Я не думал о своей безопасности вообще, единственное, что меня беспокоило - я был в шортах и кроссовках, а там было много покореженного металла и странных жидкостей, от них я держался подальше. Я делал то, что мог с тем в руках, что у меня было", - рассказывает Спак.

Каждый день из этих десяти лет, что бы он ни делал, перед глазами пожарные. Они ищут друг друга по рациям, но не находят: все те, кого он знал в лицо, погибли при обрушении башен. В свою собственную рацию он слышал, как его приятель Джей Джонас кричал, что погребен под обломками. Кроме исторических кадров, которых без медальона, как пропуска, больше никто не имел возможности снять, ему досталась астма и килограммы лекарств – десять лет назад на нем не было маски.

"Кортланд Стрит" - станция метро, которая находилась в 300 метрах от Международного Торгового Центра. Джо Иризарри был машинистом. В 8.46 утра в тот день он остановил поезд на станции "Кортланд Стрит". Несколько секунд спустя в башню врезался первый самолет. "Что-то встряхнуло мой поезд", - говорит машинист. - Дым спускался вниз, но я понятия не имел, что происходило на улице. Я просто хотел убедиться, что люди были в безопасности".

Обычно Джо Иризарри держал двери вагонов открытыми 30 секунд. Но в тот день он не закрывал их так столько, сколько мог, он видел, как сотни людей в панике влетали в вагоны. Он подобрал всех до единого, а потом потянул рычаг и заставил поезд рвануть прочь. Он увел поезд со станции за минуту до ее обрушения. Через минуту она уже выглядела иначе.

У него не получится рассказать, как в тот день после смены пошел в зону бедствия носить еду и воду пожарным. Он больше не водит поезд метро, у него инвалидность. Диагноз - тяжелый посттравматический синдром.

"Я всего лишь делал свою работу. Так же, как сотрудники полиции, так же, как пожарные, так же, как спасатели, так же, как все, кто однажды просто работал в офисах тех башен", - говорит Иризарри.

В тот день в опасное место, в абсолютную неизвестность, где пахло гарью и смертью, шли тысячи людей. Их выбор был в том, чтоб предложить свою помощь тем, у кого выбора не оказалось.

Читайте также: