Детская антимилитаристическая кампания прошла в Европе
В Европе отметили День отказа от военной игрушки. С конца 80-х годов эта детская антимилитаристическая кампания проходит в разных странах. Военные игрушки призывают заменять на сладости или игрушки мягкие. Год от года все больше внимания уделяют проблеме агрессии детей и подростков по отношению к своим ровесникам, родителям, учителям. Есть мнение, что дело не только в игрушечных пистолетах и автоматах, но и в компьютерных увлечениях.
Долгое время "войнушка" была несомненным хитом среди дворовых игр. Детям нравится, и родители довольны: подвижная игра на свежем воздухе, что в ней может быть плохого? И лишь сравнительно недавно кое-кто стал задумываться: а вообще насколько правильно то, что дети имитируют насилие и убийства?
В магазин игрушек дети пришли с няней выбирать младшему, Глебу, подарок на день рождения. Мальчишки знают: ни пистолетов, ни автоматов им не купят, так решили родители. Няня Анна Матюшкина говорит, что ребенку нужно купить "конструктивную игрушку, чтобы он ее собирал, учился всему хорошему, но не разрушал". Насилию не надо учить детей, уверена она.
Немало семей сейчас придерживается такой точки зрения. Детям ни к чему с юных лет держать в руках пусть даже имитацию предметов, причиняющих боль и страдание. Игры взрослых подчас выглядят так, что детям лучше вообще о них не знать. А если и знают, то, пусть, по крайней мере, не подражают в этом.
Матвей Батурин тоже играет со сверстниками в "войнушку", но по-своему. "Некоторые играют с оружием, некоторые играют без оружия. Некоторые берут какие-то палки, чтобы стрелять. Я без ничего бегаю", - говорит мальчик.
Пластмассовые автоматы и гранаты - полбеды, уверены психологи. Настоящая беда пришла с развитием индустрии компьютерных игр. Именно в них присутствует настоящая жестокость. Традиционные "ходилки" и "стрелялки" предлагают целый арсенал, используя который, следует убивать и увечить - пусть и плохих парней, пусть и на экране монитора. Но эмоции-то ребенок при этом испытывает самые что ни на есть настоящие.
"И он старается снова и снова уйти в мир виртуальный, в мир компьютерных игр, где он может решать все свои проблемы путем агрессии, которая там не запрещена, а даже наоборот, поощряется. И таким образом он все меньше может в реальности соответствовать требованиям школы, учителей, социума", - уверен психолог-консультант Мариан Фусу.
Ребенок, в силу особенностей возраста, порой перестает видеть грань между виртуальной реальностью игры и собственной жизнью, считает часть психологов. Другая часть, наоборот, полагает, что именно в играх ребенок может выплеснуть лишнюю агрессию, вместо того, чтобы нести ее на улицы и в школьные коридоры. Впрочем, за некоторые ограничения демонстрации насилия в играх выступают даже сами представители этой индустрии.
Руководитель онлайн-направления фирмы компьютерных игр Петр Киреев рассказывает: "На лицензионных играх на упаковке всегда указывается, что игра содержит яркие вспышки, которые могут вызывать припадки эпилепсии; что содержится жестокость, это все указывается, но, скажем так, в не выделенном виде, то есть, упор на это не делается".
Владельцы онлайнового сервиса компьютерных игр говорят: родители должны, как минимум, поинтересоваться, что именно покупают ребенку. Под красивой обложкой может оказаться экшн с фонтанами крови и самыми зловещими сценами. Уже сейчас в настройках некоторых игр есть такая опция как "родительский контроль", с ее помощью можно уменьшить количество эпизодов насилия, или убрать их совсем, заменив веселыми вставками. Впрочем, как показывает практика, большинство родителей даже не знает, в какие игры играют их дети.