Новые руководители Ливии не намерены экстрадировать террориста, взорвавшего самолет над Шотландией
В Триполи время от времени раздаются выстрелы. Существуют перебои с водоснабжением и электричеством, сотовая связь также работает с перерывами. Гостиницы, кафе и рестораны всё ещё закрыты: хозяева заведений опасаются грабежей со стороны мародеров. Улицы города на автомобилях патрулируют члены революционных отрядов. По словам лидеров ливийских повстанцев, фактически ситуация уже полностью под их контролем.
Тем временем, оппозиционеры сделали важное политическое заявление. По их словам, Ливия не намерена выдавать Абдельбасита аль Меграхи - террориста, осужденного за организацию взрыва самолета над шотландским Локерби в 1988 году, в результате которого погибли 270 человек.
После падения режима Каддафи появилась надежда, что новые руководители согласятся экстрадировать аль Меграхи, который до сих пор жив, но фактически находится при смерти. Повстанцы заявили, что в отличие от полковника, не выдают своих граждан.
Повстанцы сжимают кольцо окружения вокруг родного города Муаммара Каддафи - Сирта. В этой ситуации полковник предложил своим противникам создать переходный кабинет министров. Идея передачи власти, пусть и отвергнутая, это повод вспомнить, как сложилась судьба политиков, которые, как и Каддафи, находились у власти по нескольку десятков лет.
Побыл диктатором, был свергнут – с таким счастьем живой и на свободе. Из известных тиранов последнего времени это удалось лишь Менгисту Хайле Мариаму. Вождь социалистической Эфиопии, друг СССР и лично Леонида Ильича Брежнева, когда-то частый гость в Москве.
Советский Союз помогал Мариаму, в том числе и оружием. А сам подполковник, председатель временного военно-административного совета и президент Эфиопии увлечённо занимался классовой борьбой. Именно так он называл уничтожение политических противников - общим числом до полумиллиона человек.
Голод и войны в Сомали, а потом и с сепаратистами в Эритрее привели к его свержению в 1991 году, когда советская помощь иссякла. На родине приговорён к смерти, получил политическое убежище в Зимбабве, где до сих пор правит другой жёсткий авторитарный правитель - Роберт Мугабе.
Бывший эфиопский правитель живёт на охраняемой вилле и до сих пор верит в то, что шёл верной дорогой. Уверенность в своих силах - важнейшая черта для любого успешного диктатора, пока его не свергли.
Император Жан Бедель Бокасса был, пожалуй, самым ярким из диктаторов Африки и по своему образу, и по своей кровожадности, которой он прославился на весь мир. Но Европа и Америка его терпели - в Центрально-Африканской республике (или империи, когда он себя короновал) есть богатые урановые месторождения. Впрочем, в конце 70-х годов слухи о каннибализме Бокассы стало совсем сложно игнорировать, и его свергли.
Император отправился в изгнание, а на родине его приговорили к смертной казни. В 1986 году Бокасса вернулся на родину. Был арестован и на новом суде доказывал, что он вовсе не ел оппозиционеров, а человеческое мясо хранил в холодильнике просто на память. После долгого срока в тюрьме вышел на свободу и умер от инфаркта в 1996 году.
Вообще, бывших диктаторов часто обвиняют в каких-нибудь невероятных зверствах, вроде каннибализма, и уж, как минимум, - в воровстве. Например, другой африканский диктатор: Иди Амин.
Глава угандийского государства, в разные периоды он был президентом, королём Шотландии. Иди Амин, достаточно часто его называют каннибалом. На самом деле документальных подтверждений этому нет.
Королём Шотландии Амин назначил себя сам, потому что хотел позлить Британское правительство. Полностью его титул звучал так: Пожизненный Президент, Фельдмаршал Аль-Хаджи Доктор Иди Амин, Повелитель всех зверей на земле и рыб в море. Объявил однодневную войну США и затем провозгласил себя победителем.
Иди Амин искал поддержки у СССР, боролся с колониализмом, устроил резню у себя на родине. От рук режима Амина погибли до 500 тысяч человек, сам лично любил участвовать в расстрелах. Но в результате неудачной войны с соседями в 1979 году бежал в Ливию, а потом – в Саудовскую Аравию. Умер в 2003 году. Похищенных миллиардов так и не нашли, так что Иди Амин, возможно, был тираном и не из корысти.
Самый известный латиноамериканский диктатор - Аугусто Пиночет. Пришёл к власти в Чили в 1973 году во главе военной хунты в результате переворота. Для США Пиночет был символом обороны от красной угрозы в Латинской Америке - он проводил ультра-либеральные экономические реформы, подавил всякую оппозицию, распустил парламент, а президентские выборы устраивал только безальтернативные.
Но недовольство копилось, и очередные выборы в 1988 году Пиночет неожиданно для себя проиграл. Но оставался сначала верховным главнокомандующим, а потом пожизненным сенатором. Это не спасло Пиночета от судебных исков за организацию политических убийств. На лечении в Лондоне престарелый диктатор был арестован в 1998 году. Через некоторое время смог вернуться в Чили, но его политическая карьера была закончена.
В Чили бывший диктатор был обвинён в похищениях людей, пытках, убийствах. В 2006 году Пиночет умер от инфаркта. А США потеряли верного, но неудобного союзника.
Ностальгируют по многим свергнутым диктаторам. Например, в Африке людоед Бокасса в прошлом году был реабилитирован президентским указом и теперь официально считается истинным сыном нации и строителем страны. Ведь каким бы жестоким ни был диктатор, всегда найдутся те, кто вспомнит годы под его властью с теплотой: вроде заботился, а может и лютовал не слишком.