Пенсионеры из Латвии нашли способ помочь беспризорникам и детям из малоимущих семей
В Латвийском Даугавпилсе - двое пенсионеров взяли на себя заботу о беспризорниках и детях из малообеспеченных семей. Они покупают ребятам одежду, игрушки, организовали для них пункты питания и даже открыли летний лагерь.
Садиться за стол Костика не заставляют. Как и не требуют от Никиты слезть с подоконника. Возможно, скоро они сами поймут - так нельзя. Пока же главное, что дети не боятся приходить сюда, к еще вчера незнакомым людям. Стучат ложками по тарелкам, вырывают друг у друга компот, болтают с набитым ртом, и уходят сытыми. Дома их так никто не накормит.
"У моей мамы очень много детей. Десять. Многодетная семья. Мама Слава и папа Коля они помогают нам", - говорит Рита Золнерчик.
Иначе их и не называют - даже те, у кого есть родные мамы и папы. Николай и Чеслава Шевчук заботятся о беспризорниках и детях из малообеспеченных семей Даугавпилса уже двадцать лет. Содержат три пункта питания. Выдают пайки на дом. Покупают одежду, игрушки. В районе заброшенной крепости, где открыта одна из столовых, таких больше нигде не увидеть, здесь нет даже детских площадок.
Когда-то они и сами были такими. Младшая сестра Чеславы сразу после войны умерла от голода. Незадолго до перестройки Шевчуков выслали в Швецию, разрешив взять только четыре чемодана. Причина: Николай был пастором протестантской церкви. После нескольких благополучных лет в Скандинавии, где они получили шведское гражданство, супруги задумались о возвращении на родину. В Даугавпилс - после распада СССР самый бедный город Латвии.
Двадцать лет назад, когда здесь появился автомобиль со шведскими номерами, сюда стали стекаться беспризорники со всего района. Очень быстро они вычислили подъезд и квартиру где живут Ниолай и Чеслава и начали дежурить под дверью. И днем и ночью. Просить еду.
Все начиналось на этой кухне. Чеслава стояла у плиты по полдня. А дети все приходили и приходили.
"Пока мы варим они бегают по комнатам, все смотрят, где что лежит. И потом посмотрим: у нас вши появились. И денежки исчезали", - рассказывает Чеслава Шевчук.
Удивительно, что потом воришки возвращались и во всем сознавались. Чеслава вспоминает, как вызволяла беспризорников из полицейских участков. Как к ним приходили ребята, сбежавшие из детдома. Когда о Шевчуках заговорили по всей округе, им начали присылать деньги. На пожертвования пенсионеры и открыли три столовые. Несколько лет назад Николай даже задумал построить летний лагерь для детей из бедных семей.
"Верили, что как скоро мы найдем подходящий участок, придут деньги, мы заплатим. Так и случилось. Я даже не знаю, кто платил. Просто нашлись люди. У нас очень много друзей", - говорит Николай Шевчук.
Они приезжают сюда каждую неделю. Проверяют, как идет подготовка. Чеслава часто берет с собой альбом с фотографиями своих беспризорников. Этот уехал в Италию, поет в опере. Этот занял второе место на недавнем чемпионате Латвии по мотокроссу. А ведь кажется, еще вчера эти малыши, приходили к ней с ворованными апельсинами.
"Я говорю: зачем ты украл? А он: я подождал, когда магазин закроют, в ящике спрятался. Всю ночь ел, а утром подумал: надо маме Славе занести. Я ему говорю: я тебе запрещаю! Покупать буду, но только не воруй", - вспоминает Чеслава.
Конечно, не все исправились. Шевчуки не ведут подсчет, скольким детям они помогли. Многих даже не помнят. Но всегда радуются, когда навстречу идут взрослые, хорошо одетые люди, улыбаются и спрашивают: мама Слава, папа Коля - вы нас не узнаете?