Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
21 августа 2011, 21:17

Пекинские зрители обнаружили в постановках МХТ конфуцианский взгляд на мир

В Китае продолжаются гастроли МХТ имени Чехова. Выяснилось, что искушенным пекинским зрителям знакома система Станиславского. А чтобы понять загадочную русскую душу и объяснить поступки героев классических произведений, китайцы вспомнили философию Конфуция.

Репетиция напоминала примерку одежды с чужого плеча. Сцена в Пекине больше московской, и требуется время, чтобы привыкнуть. А тут еще нельзя расслабиться, то есть покурить на работе. Китайская администрация запрещает. Вот актеры и волнуются. Актриса театра Дарья Мороз переживает, удастся ли "донести до китайцев свои эмоции".

МХТ привез свою классику: "Вишневый сад", "Белую гвардию", "Живи и помни". Первую пьесу здесь знают по собственным постановкам. О содержании двух других романов рассказывали национальные СМИ. Обычно, с удивлением. Например, что главный персонаж "Живи и помни" - красноармеец и дезертир. Немыслимое для китайцев сочетание с их образцовыми героями.

Предстояла борьба за зрителя. Актёр Сергей Сосновский объездил полмира, но даже он пока не знает, чем можно увлечь пекинского зрителя. Так, в Париже, например, когда играли "На дне", он и не думал, "что зацепит, а французам понравилось".

Но еще больше вопросов у китайцев к "Белой гвардии". В Китае офицеров царской России до сих пор официально называют реакционерами. Как тут убедить публику в том, что эта пьеса не о врагах народа, а о трагедии русских людей? "И нам-то тяжело это понять, – признается заслуженный артист Михаил Пореченков, - но мы попытаемся как-то донести это до китайского зрителя, чтобы он сопереживал вместе с нами".

Билеты разошлись еще до гастролей. И тот, кому они не достались, проявлял смекалку. Студенты Художественного вуза Пекина вооружились цветами, прошли за кулисы и неожиданно заговорили на русском языке.

Будущие актеры учат его сами, чтобы в подлиннике читать классиков нашего театра. По словам студентки Пекинского художественного института Чжан Сяомэй, "театр в Китае появился недавно, все пошло от России, а в прошлом – от Советского Союза, и в наше время театр – это мост". Мост, который, как говорят сами же китайцы, помогает им по-новому взглянуть на Россию.

Китайскому зрителю, конечно, роднее своя традиция пекинской оперы. Но и школу Станиславского здесь тоже неплохо знают.  Этот театр, например, создавался более полувека назад в годы великой дружбы двух стран по образцу и подобию Московского художественного самими же мхатовцами.

Такие ли уж мы разные? Этот вопрос задавали себе и россияне. Особенно, когда в свободное от работы время знакомились со старым Китаем. Но грандиозные масштабы императорского дворца Гугун порождали лишь мысли о том, что российский театр – категория вечная.

Известный скульптур Мэн Хайцай, о котором здесь говорят, что он лучше всех ваяет великих людей, уверен: российская культура – именно то, что сейчас нужно Китаю. Накануне гастролей МХТ он задумал галерею русских образов. Начал с Льва Толстого. "На очереди Гоголь, Достоевский, Чехов, Булгаков и другие, - говорит Мэн Хайцай. – Они блестяще рассказали о русских людях вашей эпохи перемен. А это так по-конфуциански!"

В Китае говорят: "Если искусство настоящее, все отличия между людьми напрочь забываются". И после гастролей Московского художественного китайская пресса пишет: "Российский театр показал человеческие чувства, понятные любому народу".

Читайте также: