На севере штата Нью-Йорк проходит слет русских скаутов
Девиз "Всегда готовы за Россию!" звучит в лагере русских скаутов, расположенном в лесу штата Нью-Йорк. Здесь собираются те, кому интересна история этого движения.
Пушкинские строки "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет" лучше всего подходят для описания небольшого участка американского леса на севере штата Нью-Йорк. Каждое лето здесь встают лагерем русские скауты, через поколения сохранившие законы и традиции созданной в 1909 году под Петербургом организации Российских юных разведчиков.
"Разведчик идет в разведку: разведку природы, разведку себя, разведку веры в Бога, разведку истории. Разведчика все интересует", - говорит старший скаут-мастер Организации российских юных разведчиков Алексей Захарьин.
Скаутские организации упразднили в советской России только в 24-м. На смену пришли пионеры, присвоив себе звенья, дружины, галстуки и даже девиз, но без очень весомого окончания.
Октябрята и комсомольцы тоже родом отсюда. Самых старших здесь называют витязи и дружинницы, а малыши у скаутов - белочки и волчата. Десятилетнего Андрея производят в таежные волчата, он уже много знает и умеет, и в следующем году перейдет на поляну к разведчикам.
Раз в год в середине июля в лесной часовне служит вечернюю службу митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион. День памяти верных - и поминовение, и торжество. После молитвы при свете факелов вспоминают всех членов организации. Перекличка продолжается около часа, сначала читают имена присутствующих и каждый отвечает "я", потом перечисляются имена погибших.
Это, безусловно, эффектный ритуал, но важно не то, какой след он оставляет в памяти, а то, как он меняет мировоззрение русских скаутов. Сначала они просто восхищаются героическими предшественниками, но к 17-18 годам многие из мальчиков и девочек сами готовы к самопожертвованию ради высокой цели или простой помощи ближнему. И ощущение братства, единства всех членов организации остается с ними на всю жизнь.
Самый старший член дружины "Царское Село", 80-летний Владимир Федоров, стал скаутом в 1942-м на территории оккупированной фашистами Югославии. Встречались подпольно - организация была запрещена.
"Познакомились с военнопленными русскими, которые нас научили русским песням, и мы с удовольствием изучали эти песни", - вспоминает Владимир Федоров.
Знаменитый пионерский костер тоже изначально был скаутским. И как сто лет назад дети поют у огня русские песни. Почти без акцента.
Два десятилетия назад Владимир Федоров отвез угольки этого костра в Россию и с тех пор наблюдает, как пламя русского скаутизма, или как здесь по-старомодному говорят разведчества, постепенно разгорается на своей исторической Родине.