Массовые беспорядки на севере Лондона
Погромы в северном Лондоне - минувшей ночью район Тоттенхем был охвачен огнем. По свидетельству очевидцев, на улицах царил настоящий хаос. Толпа забрасывала бутылками с зажигательной смесью полицейские машины, громила витрины магазинов. Причиной массовых беспорядков стал криминальный инцидент.
Все начиналось с относительно мирной демонстрации у стен полицейского участка на северо-западе Лондона. Примерно сотня человек требовала у полиции справедливого расследования убийства 29-летнего молодого человека. С наступлением темноты протестующих стало втрое больше. Все они маршем решили пройти по главной улице района, а заодно поджечь две полицейские машины.
Войдя во вкус, толпа стала забрасывать бутылками с зажигательной смесью магазины. Демонстранты подожгли двухэтажный рейсовый автобус, тем самым блокировав движение на улице. Полиция не вмешивалась в происходящее и в основном занималась тем, что не подпускала людей к участку и охраняла пожарных.
"Это все продолжалось несколько часов. Мы не испытывали никаких сложностей. Были, конечно, моменты когда казалось что все выйдет из под контроля, но мы были готовы к любому развитию ситуации", - рассказывает командир отряда полиции Стивен Уотсон.
Поводом для выплеска эмоций в Тоттенхеме стала обычная для этого района перестрелка с полицией, в которой погиб темнокожий британец - Марк Дагган. Как удалось выяснить британским СМИ, его считали не последним человеком в местной преступной группировке и обвиняли в убийстве своего сводного брата. В четверг отряд полиции остановил такси, в котором Дагган возвращался домой. Машину хотели обыскать, но пассажир неожиданно открыл огонь и ранил полицейского. Ответными выстрелами Дагган был убит.
На сей раз беспорядки закончились без жертв и никак не отозвались в других городах Соединенного Королевства. Но британские газеты уже говорят: это может пойти по французскому сценарию. Там в 2006-м смерть двоих подростков - выходцев из Туниса и Мали, убегавших от полиции и спрятавшихся в трансформаторной будке, стала поводом для массовых погромов по всей стране. Эксперты считают, что в тот момент произошла трансформация Европы. Именно тогда многие заговорили о разделении европейского общества.
Через несколько лет проверить на прочность европейскую толерантность решили беженцы из Ливии и Туниса. Лавиной хлынув в Италию, они решили перебраться к многочисленным родственникам вглубь Европы. Последствия "арабской весны" стали для Европы серьезным испытанием. Тем более, что за несколько месяцев до этого лидеры Евросоюза в один голос заявляли о провале политики толерантности.
"Наш подход состоял в мультикультурализме, в том что мы будем жить рядом и ценить друг друга. Этот подход провалился, совершенно провалился", - заявила Ангела Меркель.
"Они не чувствуют себя частью общества. В то же время мы позволяем этим монокультурным группам то, что идёт вразрез с ценностями европейского общества!" - заявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
Старая Европа в поисках решения новой проблемы. Мультикультурализм провалился, на смену ему должна придти европейская общность. Но что это такое, и под каким соусом ее подавать - пока не придумали. Тем временем результаты парламентских выборов в некоторых странах говорят сами за себя. В Дании, Финляндии, Норвегии уже давно отмечается активность ультраправых на официальном уровне. И если формула европейской общности так и останется в проекте, именно ультраправые будут решать, где грань между толерантностью и сохранением европейских ценностей.