Удар норвежского убийцы пропустила вся современная Европа
Примерно за час до совершения терактов Андерс Брейвик разослал письма о подготовке к ним ультраправым экстремистам в Европе и Соединенных Штатах. Как пишет 25 июля немецкая газета "Тагесшпигель", он сделал это сразу на сотни адресов. Как говорят сейчас многие эксперты, если норвежский террорист и действовал в одиночку, то людей, разделяющих его настроения, достаточно, чтобы превратиться в реальную и новую для западного мира угрозу.
Андерс Брейвик признался полиции, что начал революцию, призванную очистить Европу от чужеземцев и их религии. Еще он назвал себя "христианским фундаменталистом". Для уха звучит непривычно, ведь "фундаментализм" до сих пор был крепко привязан к слову "исламский". Но, убивая своих сограждан, Брейвик целился в ислам.
По мнению политолога Университета Сорбонна Фредерика Арри, подобное может повториться в любой европейской стране. "Это преступление может стать толчком для разных экстремистских сил, - считает политолог. - За Брейвиком стоит целый идеологический круг, в котором не только Норвегия, но и Европа, и в целом западный мир, там открыто говорят о войне против ислама".
Человек, стоящий, казалось бы, по другую сторону баррикад от Усамы бен Ладена, действовал в духе "Аль-Каиды". Убийца ради идеи приговорил к смерти не только юных активистов правящей Рабочей партии. Он искал ее бывшего председателя. Гру Харлем Брунтланд покинула остров за час до его появления. В 90-е годы, будучи премьер-министром, она сделала Норвегию более открытой для иммигрантов и их религий. Через несколько часов после бойни на страницу Брейвика в одной из социальных сетей стали приходить письма поддержки. Сотни писем. Людей, думающих как Брейвик, в Европе гораздо больше.
Праворадикальные настроения сильны не только на континенте. Кроме привычных, старых "неонаци", Британской национальной партии, которая год назад не попала в парламент, в стране появилась новая сила, которая с каждым месяцем набирает если не тысячи, то сотни новых сторонников. Лига "Защита Англии" устраивает свои митинги не возле стен парламента, а в глубинке, где национальный вопрос стоит гораздо острее.
С основателями Лиги убийца из Осло давно вел интернет-переписку. В их манифесте норвежцу многое пришлось по душе. От чего надо защищать Англию? От ислама, от минаретов, от всего того, что вымывает европейские ценности. Идеологи Лиги в интервью "Первому каналу" говорят прямо: государство не способно защитить своих граждан. На вопрос корреспондента: "Правительство ведь тоже борется против исламского терроризма, почему бы не предоставить это дело полиции, спецслужбам?", Стивен Леннон, глава Лиги "Защита Англии" отвечает так: "Да они и пальцем не ударят! Они под колпаком у мусульман. Они куплены за нефтедоллары. В том то и дело, что сейчас люди сами должны за себя постоять!"
Звучит, как цитата из дневника Андерса Брейвика! Когда трудности интеграции ссорят старых и новых европейцев, а бельгийским мусульманкам закон запрещает появляться на улице в парандже, взгляды таких, как Брейвик, не кажутся уж столь радикальными.
"Политики и спецслужбы были так заняты мусульманскими радикалами, что просто-напросто проспали появление норвежца. Они недооценивали угрозу правого радикализма", - отмечает глава антифашистского фонда "Серчлайт" Ник Лоулс.
В канцелярии британского премьера собирается Совет безопасности. В повестке дня единственный пункт — борьба с правым экстремизмом. "Мы должны извлечь уроки из норвежской трагедии, и внести коррективы в работу спецслужб", - заявляет в своем выступлении премьер-министр Великобритании Дэвид Кемерон. Коррективы нужно было вносить в политику. Заявив о крахе "мультикультурализма", курса на развитие культурных и религиозных различий, европейские лидеры не предложили альтернативы. Вакуум заполнили ультраправые.
"Люди недовольны, политика нынешних властей не работает. Надо ее менять. Надо менять политиков", - заявляет кандидат в президенты Франции от "Национального фронта" Марин Ле Пен. Согласно опросам, французы в первом туре президентских выборов склонны поддержать не нынешнего президента, а лидера ультраправых Марин Ле Пен. Дочь известного борца за этнически чистую Францию, Жан-Мари Ле Пена.
В Австрии "неонаци" покойного Йорга Хайдера уже три срока подряд сидят в земельном парламенте Каринтии. Берндт Вагнер, глава Центра демократических культур, отмечает: "Можно сказать, что нам повезло. Пока только норвежский фанатик таким образом высказал свои взгляды. Но это серьезный сигнал".
Сейчас в интернет-блогах ультраправые открещиваются от Брейвика. Норвежец, пишут они, оказал медвежью услугу всему "консервативному движению". Но никто из ультраправых критиковать его убеждения не стал.