Экстренное заседание лидеров стран еврозоны открывается в Брюсселе
В Брюсселе открывается экстренный саммит стран еврозоны, на котором предстоит обсудить один единственный вопрос — возможно ли еще спасти Грецию от дефолта. В прессу уже просочился проект документа, который может быть принят по итогам встречи.
В нем, в частности, идет речь о том, что ЕС будет вынужден оказывать помощь Греции на протяжении ближайших 15 лет. При этом нельзя исключить того, что эта страна все же объявит выборочный дефолт по своим долгам. Как говорят в кулуарах саммита европейские политики: если сейчас не протянуть Афинам руку помощи, то вскоре кризис может перекинуться и на другие страны.
Обретя единую валюту Европа, ликовала. Радовались и греки, надеясь на то, что сильная Европа вытянет их небогатую страну в радужное будущее. Но грянул кризис. Под шум уличных беспорядков тонущая экономика Греции тащит на дно всю Европу. Затянувшие пояса европейцы уже не в состоянии оплачивать колоссальные долги нищих соседей.
В Брюсселе речь пойдет о реструктуризации греческих долгов – шаге, о котором европейские чиновники старались не говорить вслух в надежде на чудо.
"Дело в том, что в условиях стабильного экономического роста, а в Европе, в общем, 20 лет был достаточно стабильный экономический рост, политики становятся обслуживающим персоналом; и вдруг неожиданно начинается кризис; в этой ситуации эти менеджеры, которые никогда на за что не отвечали, которые никогда на кнопочки не нажимали, за рычаги не дергали, они должны принимать решение — кого из акционеров ущемлять в правах", — пояснил экономист, Президент консалтинговой компании НЕОКОН Михаил Хазин.
Пострадать могут все, кто давал Греции взаймы. Но выбор действий невелик. Альтернатива — это выход Греции из зоны евро. А разрушения еврозоны ЕС просто не может допустить. Ведь это удар не только по единой валюте, но и по самой идее евроинтеграции.
"Закат евро — это лишь начало более драматических потрясений, таких как распад Европейского Союза. Большая часть руководителей европейских государств, и в первую очередь руководство Германии, осознает этот риск и делает все, чтобы его избежать", — считает ведущий специалист Французского института международных отношений Филипп Моро Дефарж.
Германия — локомотив евроинтеграции и самая мощная экономика ЕС. Канцлер страны Ангела Меркель настроена решительно. "Я думаю, что мы перед историческим моментом, перед исторической задачей — мы должны защищать евро. Евро хорошо для всех нас. Он является частью экономического успеха Германии. Европа немыслима без единой валюты — евро. И поэтому стоит любых усилий защищать эту валюту и решить проблему в корне", — заявила канцлер.
Нет сомнений, что ради сохранения еврозоны страны ЕС вполне могли бы пойти и на более серьезные уступки в отношении греческих долгов. Но, по мнению экспертов, в нынешней ситуации и это довольно зыбкий путь.
"Это будет очень плохим примером для других государств, которые находятся в тех же сложностях. Такая страна как Португалия или Италия может сказать: а почему Европа прощает долги грекам, а почему не нам?", — отметил эксперт Германского Совета по внешней политике Александр Рар.
Словом, европейским лидерам и чиновникам ЕС придется выбирать из плохого и очень плохого сценария с пока трудно прогнозируемыми последствиями для мировой экономики. Например, впрямую России даже полный дефолт Греции не страшен. Она ей денег не одалживала. Но что будет дальше?
"Для России кризис будет представлять опасность, если он углубится, и если за Грецией последуют другие страны, и если это выльется в новую волну экономического кризиса; в этом случае Россия, безусловно, пострадает, потому что упадет спрос на энергию, сырье в странах Запада, в странах Западной Европы, Европейского Союза, которые являются нашими главными торговыми партнерами", — полагает политолог Вячеслав Никонов.
Главная беда в том, что Греция – лишь самое слабое звено трещащей нынешней модели экономики, поощрявшей экономический рост, за счет внешних заимствований. То, что она свое отжила, мировые политические и экономические элиты давно признали, а вот менять что-либо явно не торопятся. Некоторые эксперты полагают, что ситуация с Грецией для них последний тревожный звонок.