Последний раз на орбиту должен отправиться космический шаттл «Атлантис»
Последние приготовления к историческому старту идут на американском мысе Канаверал. Сегодня в последний раз на орбиту должен отправиться космический шаттл.
Твердотопливные ускорители "Атлантиса" заправлены, инженеры проверяют системы. Впрочем старт могут и отложить. Во Флориде бушуют грозы. Накануне молния ударила в 150 метрах от стартовой позиции. Тесты показали, что шаттл не поврежден. Но прогноз на сегодня неутешительный - вероятность плохой погоды больше 50 процентов.
Челнок "Атлантис" отправляется на орбиту с оборудование, запасными частями и продовольствием. Для НАСА - это последний шанс самим поднять в космос ценный технический груз, так что челнок забит под завязку, а численность экипажа сократили до четырех астронавтов.
Крис Фергюсон "Настроение немного грустное. Мы все понимали, что программа завершается и что последний полет Шаттла не за горами. Просто для многих американцев освоение космоса связано именно с этими кораблями, а теперь мы не знаем, чем Америка займется в будущем", - говорит командир экипажа Крис Фергюсон.
За 30 лет программы, стартовавшей в апреле 81, НАСА отправила на околоземную орбиту 355 своих астронавтов. Было проведено более двух тысяч уникальных научных экспериментов. Шаттлы не зря называют рабочими лошадками. На сегодняшний день это самые мощные грузовые корабли, способные поднимать и возвращать с орбиты сотни тонн груза. Помимо этого в Шаттлах хватало места для семи членов экипажа. В разные периоды программы пилоты из 16 государств летали на этих кораблях.
Из 5 машин Америка потеряла два. Челнок "Челенджер" в 86 взорвался на 73 секунде полета, а самый первый корабль программы "Колумбия" развалился на части при посадке в феврале 2003-го. Как в первом, так и втором случае НАСА приостановило полеты на несколько лет.
"Россия всегда была для нас надежным партнером в космосе. После гибели "Колумбии" Россия помогла продолжить программу, отправляя на своих кораблях наших астронавтов на орбиту", - заявляет астронавт Кент Роминджер.
Кент Роминджер пять раз летал на Шаттлах, свои две последние экспедиции с российскими космонавтами.
История повторяется, в ближайшие годы американцы смогут попасть на орбиту только кораблями Союз. Они уже выкупили места до 2016-го года, притом стоимость каждого от 56 до 63 миллионов долларов. Это все равно дешевле, чем продолжать эксплуатировать Шаттлы, ведь стоимость одного запуска челнока обходится американской казней в 775 миллионов.
После завершения программы тысячи инженеров и других специалистов останутся без работы. Тоже самое ожидает и многих астронавтов. Вся надежда на частный коммерческий сектор.
"Правительство и НАСА готовы инвестировать большие деньги, но и частные компании должны вложить свои средства с эти ракеты и корабли. Для налогоплательщиков такая схема выгоднее, они не станут покрывать всю стоимость, как сегодня. Первые полеты частных кораблей с астронавтами НАСА должны состояться через пять лет", - рассказывает глава коммерческого отдела НАСА Эд Манго.
Посмотреть на запуск "Атлантиса" к мысу Канаверел съехались сотни тысяч людей, власти говорят даже около миллиона. Многие ночуют здесь уже с начала недели, желая своими глазами увидеть закат эпохи использования многоразовых кораблей. Главное только, чтобы погода не подвела.
Челнок "Атлантис" стоит на стартовой площадке космодрома уже несколько дней, но до сих пор нет четкой уверенности, что полет состоится сегодня. Из-за тропического шторма запуск могут перенести на 24 или даже на 48 часов. Но непогода это всего лишь временная неприятность, с которой столкнулись специалисты НАСА. Куда серьезнее стоит вопрос, что дальше: как быстро и главное в каком направлении будет развиваться американская космическая программа.