Ровно 2 года прошло со дня одной из самых страшных авиакатастроф в новейшей истории
Она унесла жизни 228 человек. Над Атлантикой разбился лайнер компании "Эйр Франс", выполнявший рейс из Рио-де-Жанейро в Париж.
Обломки самолёта удалось поднять со дна океана лишь месяц назад. Первые выводы о причинах трагедии вызывают массу вопросов.
Спустя два года после трагедии, уже подняты из воды бортовые самописцы, но концы по-прежнему спрятаны в воду - так, по крайней мере, считают родственники погибших. Расшифровка черных ящиков, обнаруженных спустя столько времени и после стольких домыслов, оставила больше вопросов, чем ответов, и люди требуют разъяснения.
"Мы видели этот "предварительный отчет". Там нет ни слова ни об ошибке пилотов, ни о других причинах катастрофы. Там говорится: мы все узнаем к концу июля. Но с этим надо покончить как можно скорей, определить виновных и сказать, что же случилось на самом деле", - говорит глава ассоциации родственников жертв авиакатастрофы Нельсон Мариньо.
Напомним, что показали черные ящики. Итак, три часа после взлета рейса 447 - "Рио-де-Жанейро-Париж". 1 июня 2009, без пяти два ночи, 19 минут до катастрофы. Командир экипажа идет спать, оставив в кабине второго пилота. За 8 минут до крушения тот предупреждает о входе в зону турбулентности. За 6 минут летчики отключают автопилот и берут управление на себя. За 4 минуты отказывают датчики скорости, дезориентированные пилоты пытаются разбудить командира, но он окажется в кабине только через минуту, когда уже работал аварийный сигнал потери скорости. Еще через 3,5 минуты самолет упал в океан, высоко задрав носовую часть. Запомним этот момент, а пока - комментарий от авиакомпании:
"Самолет начал терять скорость и "сваливаться" на большой высоте. Капитан быстро вернулся в кабину, с этого момента в ней было трое вполне компетентных пилотов, в чьем профессионализме не было сомнений. И они были не в состоянии восстановить контроль над "сваливающимся" самолетом", - рассказал представитель авиакомпании "Эйр Франс" Эрик Шрамм.
Получается, что никто не виноват, точнее, виновата цепь случайностей: турбулентность, отказ датчиков, неожиданное сваливание - то есть, резкое падение подъемной силы. И даже временное отсутствие командира в кабине - трагическое, но не нештатное совпадение. Версия, не устраивающая родственников погибших.
"По мне, так они просто пытаются отвлечь внимание людей и покрывают свою авиакомпанию. Эти черные ящики вообще не должны были расшифровываться во Франции. "Эйр Франс" и "Аэробус" - французские компании. Получается, что обвиняемый выступает сам себе судьей", - считает Нельсон Мариньо.
И под конец - немного об аэродинамике. Специалисты знают, что для самолетов со стреловидным крылом (таких, как Аэробус-330) сваливание сопровождается так называемым "подхватом" - то есть, теряя скорость, самолет задирает нос вверх. В руководствах указывается, что в этом случае надо, в частности, энергично подать штурвал вперед и перевести самолет на пикирование до восстановления скорости. "Аэробус" же в последние минуты все время поднимал нос - с 10 градусов до целых 45.
Почему так: пилоты ошиблись, растерялись или произошло что-то еще, что не прозвучало в официальной версии и что не позволило им поступить в соответствии с прописанной во всех летных учебниках инструкцией? Вопрос, на который хотели бы получить ответ родственники погибших.