Навстречу новым свержениям — почему власти Грузии в очередной раз идут на крайние меры
В Грузии на минувшей неделе очередное противостояние оппозиции и властей окончилось жестоким избиением демонстрантов. Нынешние власти в Тбилиси применили к демонстрантам силу, которую так боялись раньше в Грузии применять, Ведь по обе стороны баррикад знакомые родственники и бывшие единомышленники по так называемой революции роз, во время которой, кстати, никого не убили и не избивали до полусмерти.
Песня итальянских партизан под проливным дождем в Тбилиси. Под эту музыку оппозиция митинговала почти неделю, но к позднему вечеру 25-го мая многие здесь почувствовали - последний бой уже совсем скоро. Мало кто сомневался - военный парад Михаил Саакашвили из-за акции не отменит чего бы это ни стоило.
Полицейский спецназ подошел к площади перед зданием парламента сразу с нескольких сторон - слезоточивый газ, дубинки и резиновые пули. Задача, похоже, была не просто разогнать митинг, а еще и избить и покалечить как можно больше людей - хорошо бы всех.
Вся площадь перед парламентом заполнилась слезоточивым газом в считанные секунды. Демонстрантов тоже разогнали довольно быстро - за каких-то минут десять здесь осталась только полиция.
Участников митинга отлавливали потом по всему городу - несколько человек пытались спрятаться в кинотеатре. Полицейские ходили по рядам и выводили людей в мокрой одежде, чтобы потом избить.
Раненых - десятки. И двое погибших. Один - со стороны участников акции, другой – полицейский, которого сбила одна из машин кортежа оппозиции - момент зафиксировала камера видеонаблюдения. Еще два тела найдут через два дня на крыше магазина перед зданием парламента - по версии полиции, они погибли от удара током. Четыре жизни - такой оказалась цена проведения парада, который грузинский президент принимал уже через несколько часов после разгона митинга.
"То, что происходило здесь накануне - это результат провокационных действий кучки интриганов, которые хотят ввергнуть Грузию во мрак, противостояние и беспредел. Но задача государства - не допустить реализации подобных планов", - заявил Михаил Саакашвили.
В параде приняли участие и образцы чудо-техники - первые в истории БТР грузинского производства. Тут многим стало понятно - такое никак нельзя было отменить. И хотя боевые машины не производили впечатления грозного оружия, многие говорили - это ничего. Для разгона демонстраций подойдет, если вдруг не хватит водометов и резиновых пуль.
В тот же день уникальные успехи в расследовании продемонстрировало министерство внутренних дел, показав запись телефонного разговора. По версии следствия, лидер оппозиции Нино Бурджанадзе и ее сын Анзор Бицадзе обсуждают возможность государственного переворота. Потом появилось еще и видео - муж Бурджанадзе, Бадри Бицадзе, в тбилисском ресторане "Сказка" якобы обсуждает с представителями оппозиции варианты свержения президента. Запись, оказывается, сделана два месяца назад, что удивило многих, а Нино Бурджанадзе - особенно.
"Ставят целый сценарий, что якобы знали два месяца назад, что государственный переворот мы готовим. Так куда же они два месяца смотрели? А вдруг бы нам это удалось? Просто они прекрасно знали, что мы не собираемся этого делать. Но чего-то они боялись? Боялись силы народа", - говорит лидер партии "Демократическое движение - Единая Грузия"
В грузинской политике уже в который раз все с ног на голову. Нино Бурджанадзе еще несколько лет назад будучи председателем парламента сама принимала решения о разгоне демонстраций, теперь она организовывает уличные акции, а бывшего соратника по революции роз Михаила Саакашвили называет диктатором. И таких перемен взглядов в Грузии немало.
Эроси Кицмаришвили в Грузии называют идеологом революции роз. Но теперь он так говорит о Саакашвили, которого, по сути, привел к власти. Позиция его партии вроде близка Нино Бурджанадзе, но с ней о совместной борьбе с режимом договориться не получилось.
"Хотя мы много раз ей предлагали, что мы ее выставляем на первых позициях и пусть она будет лицом процесса - у нас не было таких амбиций. Просто она хотела быть не лицом и не лидером, а единолично решающим все проблемы", - говорит сопредседатель "Грузинской Партии" Эроси Кицмаришвили.
Тем, кто всю неделю приходил на митинги по всей стране, было явно не до разницы в позициях лидеров. У них все проще - хочется жить лучше, а при Саакашвили не получается.
"У меня дочка летом собирается уехать за границу, чтобы прислугой работать. Я не хочу, что моя дочка прислугой работала в Италии или в Греции. Вот поэтому я здесь. Она здесь работу не может найти, ничего", - рассказывает Тамаз Канашвили.
В Тбилиси стараниями президента появляются все новые масштабные архитектурные проекты - то резиденция главы государства, чем-то напоминающая Капитолий, то новый мост через реку, напоминающий непонятно что. Но это все фасады, говорят в городе.
Хорошая зарплата здесь только у военных и полицейских - и они, как все убедились в ночь на 26-е мая, свои деньги отрабатывают. Остальным иногда и за квартиру платить нечем, а потому в европейском государстве Грузия уже много лет существуют платные лифты - ездят только те, у кого есть деньги.
Казалось бы, оппозиции бы объединиться и поддержать есть кому, но пока не сложилось. А без этого, уверена лидер движения "Имеди" Ирина Саришвили, ничего не получится.
"Слабость оппозиции и демонстрация этой слабости и разобщенности, конечно же, помогает властям до сих пор удерживаться на месте. Хотя поддержка властям, я не могу сказать, что равна нулю, но что-то вроде этого", - говорит Ирина Саришвили.
В конце недели на проспекте Руставели в Тбилиси прошла акция молчания в память о погибших во время разгона митинга. Организаторы - правозащитники и представители нескольких мелких партий. Участники прошли мимо здания парламента и заявили - власти должны ответить за эту расправу. На этом все и закончилось.
После разгона митинга на площади перед парламентом оппозиционные партии вновь заговорили о возможности объединения усилий в борьбе против режима Саакашвили. Правда, в Грузии в это, похоже, мало кто верит. Хоть здесь который год и говорят о классической революционной ситуации, какая-то она все-таки нестандартная. Ведь когда верхи не могут, а низы не хотят, но при этом тоже не могут - такого и правда ни в одном учебнике не найти.