Эмиссия невыполнима — что на самом деле происходит в экономике Белоруссии
На минувшей неделе в Белоруссии началась волна экономических неурядиц, грозящих дестабилизировать эту небольшую страну - власти оказались вынуждены отпустить курс белорусской валюты, что разом сократило более чем вполовину покупательную способность и накопления населения. Александр Лукашенко во всем винит журналистов из России и призывает белорусов работать по 50 часов в сутки - однако эти призывы не вдохновляют людей обедневших на треть. Последняя надежда белорусских властей - кредит ЕврАзЭС его судьба решится на следующей неделе.
Еще недавно в Минске такое было невозможно представить - проверка билетов в автобусе закончилась массовой потасовкой с милицией. Свидетелем этой сцены стал белорусский фотограф Антон Мотолько.
"Люди начинают закипать, и вчера был пример, как маленькая искра может взорвать большую бочку с порохом", - говорит фотограф.
Раздражение в людях копится уже несколько недель. В стране жесточайший кризис. Сначала в банках закончилась валюта. А в понедельник белорусский рубль официально рухнул на рекордные 56 процентов. А ещё совсем недавно власти успокаивали народ и делали вид, что не понимают, зачем люди стоят в очередях за валютой.
Унизительная перекличка перед обменным пунктом. Такие очереди теперь есть возле каждого торгового центра Минска. Здесь стоят неделями, днём и ночью. Отмечаться нужно дважды в сутки, иначе вычеркнут. Предприниматель Анатолий Кочановский сто одиннадцатый - за месяц продвинулся на 60 мест.
После обвала белорусского рубля усилилась паника. Магазины едва успевали переписывать ценники, а белорусы начали менять свои дешевеющие деньги на бензин, сахар, сигареты, бытовую технику и мебель. В худшем положении оказались пенсионеры, для многих из которых кризис стал полной неожиданностью.
Три дня после официальной девальвации президент республики молчал о кризисе. Но когда начал говорить, все поняли - ничего хорошего не жди.
Из эфира на ТВ Белоруссии: "Кого-то застукали в магазине в то время, когда он должен быть на строительной площадке, на заводе, на фабрике — выгоняйте с работы сразу! Применяйте любые методы - отбирайте лицензии, сажайте в тюрьму или просто берите на заметку".
Все думали, что милицейские облавы, которые прошли в ряде универмагов страны, это инициатива местных начальников, которые соскучились по андроповским временам. А на самом деле - указание сверху.
Закручивание гаек и укрепление дисциплины - главные меры по борьбе с кризисом. Да и сам кризис с девальвацией, по мнению Лукашенко, это даже хорошо для белорусской экономики: "Кстати, это благо для производителей. Не знаю, почему правительство взвыло и производители заплакали".
Пойдёт ли на пользу белорусской промышленности девальвация, ведь как сделаны белорусские товары. Например, знаменитый МАЗ. Двигатель в нём российский, а коробки передач немецкие. А тракторы хоть и называются "Беларус", но целиком из российского металла. На минском заводе "Горизонт" телевизоры делают из китайских микросхем. В холодильниках "Атлант" - датские компрессоры, немецкая краска, американская пластмасса. И для покупки всех этих комплектующих нужна иностранная валюта.
Проблемы с валютой после девальвации так и не закончились - её просто нет. А ценам Лукашенко приказал им стоять на месте: "Всякий рост цен сегодня должен жесточайшим образом пресекаться. Вот и вся рыночная мера. Только с разрешения губернаторов и премьер-министра можно увеличивать цены в сторону повышения".
Проблемы в экономике Белоруссии начались не вдруг. Лукашенко с 94 года решил, что экономикой страны можно командовать как в армии. А любой провал будет покрыт за счёт дружеской помощи.
"Мы всегда считали, что если плохо: позвонил в Россию, получил кредит", - говорит Сергей Гайдукевич.
Близкий к власти политик Сергей Гайдукевич предложил президенту Белоруссии вспомнить про российский рубль. Многие из тех, у кого за один день вдвое обесценились вклады в банках, будут "за".
"Вспомните, 1-го января 2006-го года мы должны были быть в рублевой зоне. Так что же изменилось? Подавляющее число белорусского населения будут просто рады", - считает лидер либерально-демократической партии Белоруссии.
Виновными в кризисе объявлены российские журналисты. При том, что белорусы уже много лет видят наши новости в усеченном виде. Все критические материалы о Белоруссии вырезаются. А сам Лукашенко сделал вид, что случайно узнал о кризисе именно из выпуска российских новостей. Был с визитом в Казахстане, а там новости про Белоруссию идут свободно.
А. Лукашенко: "Сделайте все, чтобы эти средства массовой информации больше не присутствовали на нашей территории. И не потому, что мы им хотим заткнуть рот. Нет. Но я еще раз подчеркиваю: я за ними внимательно наблюдал. Весь ажиотаж начинался оттуда".
Если российские каналы не хотят рассказывать о так называемом "белорусском экономическом чуде", то значит, никаких новостей из Минска не будет вообще. Эти новости раздражают, и не только президента Белоруссии. Самый неожиданный комментарий пришёл не из администрации Лукашенко, а из Москвы. От человека, который по должности обязан помогать российским журналистам в Минске.
"На фронте паникеров вообще расстреливали. Но я надеюсь, что со средствами информации обойдутся более мягко, никто их там расстреливать не будет", - заявил пресс-секретарь госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии Иван Мокушок.
Фронтовая лексика сейчас очень популярна и у властей Белоруссии - всем внушают, что враги и снаружи, и внутри. Несмотря на запугивание, на заводах и фабриках уже начали требовать увеличения зарплаты. Впервые за много лет на Минском тракторном провели предупредительные забастовки.
"На некоторых участках была техническая забастовка - люди делали вид, что работают, а на самом деле продукцию не производили", - рассказывает Владимир Сергеев.
4 июня страны ЕврАзЭС будут решать, давать ли Белоруссии кредит. Условие - рыночные реформы. Всё зависит о того, какой выход из кризиса выберут белорусские власти - смогут ли они предложить внятную программу или снова будут мечтать об экономическом чуде.