Сегодняшний день войдёт в историю белорусской экономики как «чёрный вторник»
После официального объявления Национального банка о девальвации местный рубль за одни сутки рухнул сразу на 56%. Несмотря на это, валюты в обменных пунктах по-прежнему нет. Цены стремительно растут. Жители республики сметают с полок магазинов продукты питания и бытовую технику.
Первыми последствия обвала на собственных кошельках почувствовали владельцы автомобилей.
Очереди на заправках на сотни метров. В этом году бензин и дизтопливо дорожают в Белоруссии уже в четвертый раз. Сегодняшнее повышение - рекордное. 92-й бензин стал дороже на 20%, 95-й на 16%, дизель - почти на четверть. Но и по новой цене заливают полный бак, да еще и канистру.
Нецензурные слова и в очереди за холодильниками. Кто-то записался 625-м. И продавцы, и покупатели, и охранники в шоке. Толпа штурмует прилавки минского ЦУМа. Кадры 20-летней давности. Сегодня такого быть не может, убеждали белоруссов.
"Живите спокойно, никого не бойтесь", - говорит Александр Лукашенко, выступая в эфире белорусского телевидения 16 апреля.
В реальности - на бензин, бытовую технику, на соль, спички, другие товары первой необходимости - ажиотажный спрос. Лоток с сахаром ушел мгновенно – за 1 минуту 20 секунд.
Белоруссии приходится не только платить по кредитам, но и залезать в новые долги. Как ни пытались власти избежать этого неприятного слова - девальвация, она произошла. За один день зайчик, - так называют местный рубль, -и до того поражавший воображение количеством нулей, обесценился более чем в 1,5 раза - на 56%. Государственное телевидение сообщило об этом, как о рядовом событии.
"Правление национального банка Белоруссии решило установить 24 мая официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам: 4930 белорусских рублей за 1 доллар США, 6914,82 за один евро, 173, 95 белорусского рубля за российский рубль", - объявлено 23 мая в эфире белорусского телевидения.
А ведь и президент, и глава Нацбанка Белоруссии заверяли: поводов для паники нет, во всем виноваты неразумные граждане, у которых, по версии Лукашенко, слишком много свободных денег.
"Дошли до того, что у людей появилась избыточная масса рублей. Если бы этих рублей не было, за что бы они покупали валюту?" - спрашивал Александр Лукашенко, выступая в эфире белорусского телевидения 16 апреля.
"Пока я являюсь председателем правления, никакой разовой девальвации одномоментной никогда не будет. Даже 5-процентной разовой девальвации не будет", - заявлял председатель правления национального банка Белоруссии Петр Прокопович.
По отношению к российскому рублю, евро и доллару белорусский рубль падал последние 9 лет, правда, не так стремительно, как сегодня. Курс "зайчика", говорят экономисты, это какое-то кривое зеркало. До девальвации было целых 4 курса: официальный, установленный Нацбанком, курс в обменных пунктах, которые в последнее время вообще не продавали валюту, курс на черном рынке и, наконец, межбанковский курс. Перед выборами Александр Лукашенко щедро повышал зарплаты и позировал на фоне золотых слитков. Между тем золото-валютный запас Белоруссии с начала года уменьшился вдвое, а инфляция составила 15%.
"Самое страшное то, что население может стартовать снятием денег из депозитов. Белоруссию ожидает сложное время, когда одновременно девальвация, ухудшится финансовое положение предприятий, в общем, такое начало 90-х годов"", - заявил экономист Леонид Заико. Магазины, закрытые на учет. Обменники - без вылюты и ясного понимания, каким будет курс завтра. Вслед за бензином в Минске подорожало такси, и это вряд ли последняя остановка в гонке цен.