В ожидании Пасхи одна из главных святынь православия — Афон
Страшные Карули. Так называют эти обрывы, сырые пещеры и горные тропы. И в самом деле страшно, когда смотришь вниз, будто в бездну. И жутко, когда земля уходит из под ног. Но для карульских монахов страх Божий сильнее. Как заправские альпинисты, по канатам и цепям идут своими неисповедимыми путями. Хоть вверх, хоть вниз - а все равно восхождение. Вообще-то Карулья по-гречески - это "катушки". То, что на мулах подняли на такую катушку, всю нехитрую монашескую снедь, через пропасть, от брата к брату
Так монах Серафим, серб, отправил русскому брату Герману хлеб и оливки. Другой русский отшельник Афанасий, пока не построил крепкую келью, годами скитался по пещерам. В иную сложно не то что пройти – проползти.
Карули - самый закрытый для чужих глаз удел афонского монашества. Но и сюда пришел технический прогресс. Старец Афанасий знает не только, как не сорваться вниз с помощью посоха и веревки, но как управлять внедорожником и как пользоваться Интернетом. Афонский молитвенник еще и активный блоггер.
"Я твердо уверен, что если бы во времена апостола Павла Интеренет существовал, он бы его использовал в качестве своей проповеди", - говорит монах Афанасий.
Формально Афон - часть Греции, но по сути это совершенно самостоятельная монашеская республика, с местным правительством - Кинотом. Со своим уставом в их монастырь не ходят.
Женщинам вход на Афон строго запрещен, и это незыблемая традиция. Единственный женский образ здесь - Богородица. Афон называют ее земным уделом. Икону Божьей Матери пишет отец Алипий, украинский священник Московского Патриархата. Он здесь на стажировке, или, как принято говорить у монахов, на послушании. Изучает византийскую традицию, знакомит братию с русской школой иконописи.
Пристань в Уранополисе. Каждый день отсюда на Афон уходят корабли. Мария, уроженка Грузии, живет в Греции уже 20 лет. Говорит, если раньше русские больше приезжали за шубами, то теперь все чаще, как паломники.
Говорят, на Афон один раз не приезжают. Святая гора притягивает, как магнит. И они снова плывут туда, где часто можно услышать: Россия далеко, но в целом свете нет её ближе.
Полную версию специального репортажа Максима Боброва смотрите завтра в программе "Воскресное Время".