Всю неделю в Ливии продолжаются военные действия
Даже названия ранее никому не известных ливийских городов выучил весь мир - так часто они переходили из рук повстанцев в руки регулярных войск Каддафи и обратно. Тем временем генералы НАТО признают неэффективность действий альянса против правительства Ливии - бомбы никак не могут отличить повстанцев от войск Каддафи и возникают так называемые нежелательные потери.
Крепость Медина - исторический центр Триполи. Город в городе. Такое ощущение, что время здесь остановилось. На пятачке в несколько квадратных километров исторические памятники соседствуют с жилыми домами, создавая смешение стилей, эпох и культур. В двух шагах от Триумфальной арки, сооруженной еще во времена римского императора Марка Аврелия, - мечеть, построенная на полторы тысячи лет позже. Бок о бок католическим костелом греческая церковь святого Георгия - в ней собираются на православную службу православные россияне. С началом беспорядков в Ливии почти все греки покинули страну - в церковном хоре всего вое певчих - один грек, другой русский - водитель российского посольства.
Первый удар натовской авиации пришелся по морскому порту, он всего в километре от Медины. Той ночью все местное население высыпало на улицы - пытаясь живым щитом закрыть Медину от бомбежки. Вот уже почти неделю авиация не беспокоит Триполи, и жизнь в городе входит в привычное русло. Днями напролет у стен крепости шумит восточный базар. Открылись кофейни, магазины, мастерские. Везде портреты Каддафи и зеленые флаги Джамахирии. Зеленые ленточки вместо ошейников красуются даже на домашних котах. Бомбежки НАТО патриотические настроения в Триполи только усилили. Тем не менее, город по-прежнему остается фактически на военном положении - за передвижениями иностранцев по Триполи пристально наблюдают, и чуть ли не каждый шаг съемочной группы приходится согласовывать с властями.
Даже здесь старом городе, где нет военных объектов, снимать можно лишь в присутствии сотрудника местной госбезопасности. Он очень внимательно следит за тем, куда корреспонденты направляюм камеру, но сам всегда остается за кадром. Если выйти на улицу и попробовать снимать самостоятельно, то рядом сразу же появляется полицейский. Тогда остается только улыбаться и повторять "русо туристо". Русия - Россия здесь что-то вроде пароля - к русским очень доброжелательное отношение, и чаще всего полицейский просто проверяет документы и вежливо, но очень настойчиво провожает обратно в отель. Журналистов из других иностранных каналов в подобной ситуации без разговоров депортируют из страны.
Город Зауия всего в 40 километрах от Триполи. В центре - ни одного целого здания - в стенах зияют дыры от взрывов, видны следы пожаров. 20 февраля город был захвачен повстанцами. Бои продолжались здесь несколько дней подряд.
Захватив полицейское управление, оппозиционеры сразу начали уничтожать архив - во дворе был разложен огромный костер из приказов, инструкций и уголовных дел. Местные власти увидели в этом признак того, что в рядах повстанцев были и люди с криминальным прошлым. Под ударом оказалась и местная больница. Только чудом никто не пострадал.
По некоторым оценкам, продолжающаяся гражданская война уже отбросила экономику Ливии на несколько десятилетий назад. Если в столице пока нет недостатка в продуктах и медикаментах, то на окраинах страны уже наметился дефицит лекарств. По дороге из Туниса в Триполи - километровые очереди за бензином. Почти все рабочие места в сфере обслуживания были заняты выходцами из соседних стран - египтянами, жителями Туниса, Марокко, Сомали. Сейчас практически все они покинули страну. В ливийских газетах публикуется масса объявлений о приеме на работу - нужны пекари, дворники, работники коммунальных служб. Но ливийцы неохотно соглашаются на такую работу.
В поселке Арабский Магриб распложены виллы иностранных специалистов, работавших в нефтяных компаниях. Здесь жили французы, немцы и канадцы. Сейчас здесь ни души. Все срочно покинули Триполи и уехали на родину.
Остались, как правило, те, кого пока еще не коснулись боевые действия. Хирург Александр Переслегин родом из Нижнего Новгорода. Уже несколько лет трудится в районной больнице в небольшом ливийском поселке Мисалята.
Митинги в Триполи проходят постоянно, но этот один из самых крупных за последнее время. У закрытой миссии ООН собралось несколько тысяч человек. Зеленый цвет - цвет протеста. Делегация от племени туарегов совершает древний обряд. По мнению вождя, эти заклинания должны обезопасить Триполи от налетов НАТО.
"Аллах - Муамар - Ливия - это все что нам надо" - этот лозунг словно заклинание звучит в Триполи на каждом шагу.
"Мы будем стоять до конца, я здесь со своими детьми - вся моя семья и родственники участвуют в живом щите вокруг резиденции Каддафи. Если американцы хотят уничтожить наш народ, мы умрем вместе со всеми", - говорит участница митинга Шарифа Темтам.
Раскол межу западом и востоком Ливии - следствие не только политических и социальных противоречий. В стране проживают представители 150 племен, и достижение компромисса между ними - всегда было задачей государственной власти в Ливии. Чью сторону поддержит большинство племен, от этого в конечном итоге и зависел бы исход войны, но это в теории - без учета натовских бомбежек.
"Если бы можно было исключить фактор иностранного военного вмешательства, то сами бы ливийцы, скорее всего, в течение месяца договорились бы сами с собой", - считает сотрудник консалтинговой фирмы Кирилл Тереенков.
Сам Каддафи поупражнялся на этой неделе в эпистолярном жанре, оправив письмо президенту Бараку Обаме, в котором называет его "нашим сыном", желает победы на выборах в следующем году и просит прекратить бомбардировки Ливии. Вместо Обамы на послание ответила госсекретарь Хиллари Клинтон, заявив, что Каддафи должен объявить перемирие и покинуть свой пост.
Гораздо больше шума в Триполи сделало интервью одного из сыновей Каддафи - Сейфа аль Ислама. Он заявил, что бывшего министра иностранных дел Ливии, который сейчас находится в Лондоне, официальный Триполи не считает предателем. Бывший глава МИД Ливии прилетел в Великобританию 30 марта из Туниса и заявил там, что порывает с режимом Каддафи и подает в отставку. Теперь в Триполи гадают: что это - попытка сохранить хорошую мину при плохой игре или знак к примирению с теми, кто оказался в оппозиции? Ответ пока неясен.
На востоке Ливии сегодня продолжились столкновения с регулярными войсками за город Адждабию, который уже не первый раз переходит из рук в руки - стратегически контроль над этим городом дает возможность развернуть наступление на Бенгази, который находится в 100 км от места.
По крайней мере, 12 повстанцев были убиты в эти выходные в Адждабии во время боев с войсками Каддафи. Повстанцы по-прежнему испытывают нужду в горючем и боеприпасах, но главная проблема - отсутствие организованности их боевых отрядов.