Куда прилетают бомбы НАТО в Ливии — первые свидетельства гибели мирных жителей
Всю минувшую неделю мировые агентства транслировали кадры авианалетов на Ливию и съемки ливийских повстанцев на автомобилях с пулеметами в пустыне - межплеменная война в Ливии продолжается и даже при поддержке авиации НАТО мятежникам не удается потеснить войска полковника Каддафи.
В Европе благодаря свидетельствам очевидцев становятся известны все новые подробности результатов бомбовых ударов - бомбят Каддафи, а бомбы падают и убивают мирное население, количество жертв больше сотни.
Что дальше - главный вопрос, на который на следующей неделе предстоит отвечать уже НАТО. Как Брюссель не упирался, а ответственность за безумие под названием "Одиссея. Рассвет", начатое 2 недели назад в небе над Ливией, целиком возложена на альянс. Отныне это будет называться "Объединенный защитник". Однако суть от этого не меняется.
Зачинщики маленькой победоносной войны - Франция и Великобритания - достигли уже всех своих скрытых целей, не добившись одной единственной явной. Скажем, в результате бомбардировок, возможность Каддафи оказывать помощь странам черной Африки в их попытках освободиться от франко-британской экономической крыши сведена к нулю. Возможность Ливии проводить независимую политику в области поставок энергоресурсов при любом исходе войны отложена надолго.
Но что же с кровавым диктатором, душителем ливийской свободы? Он побеждает.
"Нам удалось нанести серьезный вред войскам Каддафи, его воздушным силам, системе управления войсками. Общий ущерб можно оценить процентов в 20-25, - рассказывает председатель Объединенного комитета начальника штабов Майкл Муллен. - Но говорить о полной капитуляции, конечно, еще нельзя".
Две недели свыше 200 боевых самолетов коалиции контролируют небо над страной, по армии Каддафи выпущены сотни крылатых ракет. И что в результате? Три четверти военного потенциала полковника вполне боеспособны. Что он активно демонстрирует, развивая контрнаступление. Верные Каддафи подразделения, оставив ставшие опасными танки и пересев на джипы, с высоты натовского полета становятся неотличимыми от восставших.
И вот результат - в минувшую пятницу авиация коалиции отбомбилась по своим. Более того, из независимых источников приходят подтверждения ливийским сообщениям о жертвах бомбардировок среди мирного населения. На них закрывали глаза до тех пор, пока об этом говорили не заслуживающие доверия арабы. Но утверждение о гибели 40 человек из уст Папы Римского - этого было уже не спрятать.
В этой непростой ситуации горе-агрессоров оставляет Вашингтон. Со вчерашнего вечера активная фаза участия американских войск в операции завершена. В Пентагоне не могут не видеть, куда катится эта авантюра, и стараются уйти от ответственности до того момента, пока неизбежность втягивания войск коалиции в наземную операция не стала очевидной всем.
"Все, что происходит в Ливии, безусловно, в интересах США. Происходящее на Ближнем Востоке жизненно важно для нашей страны, - заявил министр обороны США Роберт Гейтс. - Та ситуация, которая складывалась в Ливии, влияла на общее положение дел. Если бы мы не вмешались, Каддафи мог бы негативно повлиять на процесс демократизации в регионе".
Между тем процесс демократизации на Ближнем Востоке становится все менее предсказуемым, а ситуация все более взрывоопасной. Беспорядки, приведшие к столкновениям с войсками в Сирии. Массовые народные выступления в Иордании, где власти пока контролируют толпу, однако уже вынуждены разводить по углам сторонников и противников режима.
"На площадь люди выходят с разными требованиями: некоторые требуют смены правительства, некоторые - снизить цены на продукты. Также демонстрации в Иордании идут за короля и против короля, против власти, - говорит профессор международного права Ассам Аль-Ждуа. - В то же время это все происходит по чьей-то воле, не просто так. Тем более в настоящее время, когда весь регион горит, у нас вдруг тоже затлело. Те, кто стоит за этими событиями, и те, кто их слушает, не понимают, на что они идут".
Положение дел в Сирии, а тем более в Иордании напрямую касается Израиля. Еврейское государство оказывается в двусмысленном положении. С одной стороны, вдоль всех его границ с каждым днем нагнетается напряженность. В Иордании большинство населения составляют палестинцы, и никто не рискнет предположить, к чему может привести падение королевской власти в Аммане.
"Силы безопасности Израиля по понятным причинам пристально следят за происходящим, - рассказывает бывший начальник военной разведки Хаим Ифрах. - Особое внимание уделяется тому, что творится в Иордании, потому что всё происходит в непосредственной близости от израильской территории, палестинских территорий. Ситуация непредсказуемая, поэтому секундная потеря бдительности может обойтись очень дорого".
При этом в Израиле не могут не видеть, в какую сторону катится волна ближневосточной демократии. В требованиях сирийской толпы вернуть завоеванные израильтянами Голанские высоты, для Израиля, в конце концов, ничего нового нет. Важнее другое: проблемы, возникшие в Сирии, - это прямой удар по интересам Ирана. Нынешние власти в Дамаске - главный союзник Тегерана, форпост, благодаря которому Иран может влиять на ситуацию в регионе от Сектора Газы до Бейрута.
Первую волну прямых последствий смуты в регионе принял на себя маленький средиземноморский итальянский остров Лампедуза. Происходящее на острове сегодня - наглядное пособие по тому, что ждет Европу завтра, в тот момент, когда на процесс демократизации Магриба и Ближнего Востока уже не кому будет повлиять. На клочке суши с населением в 2 с половиной тысячи человек уже собралось свыше 7000 беженцев, большинство из которых молодые мужчины без документов. С каждым днем их количество растет. И вот уже первые беспорядки - беженцы недовольны своей Лампедузой. Предприняв рискованное путешествие морем из Туниса, они рассчитывали на Европу. Демократия так демократия - никто не вправе отказать человеку в его стремлении к лучшей жизни.
Корреспонденты Первого канала работают в Триполи и в Бенгази.
Как передает корреспондент, в Триполи работают магазины, кафе, рестораны, банки. Но на дорогах много полицейских и военных. Регулярные перебои с мобильной связью, с доступом в интернет, с топливом.
Настроения в Триполи кардинально отличаются от того, что царит в восточной части страны. Каждый день на центральной площади города проходят митинги в поддержку Каддафи. Люди, которые в них участвуют, говорят, что готовы выйти в поддержку Каддафа с оружием в руках.
Масштабных разрушений в городе нет, пострадали лишь отдельные здания.
Совершенно другие настроения в той части Ливии, которую контролируют повстанцы. Мятежники, похоже, доигрались. Очень они любят беспорядочно расходовать боеприпасы, стреляя в воздух, чтобы поднять боевой дух. А с некоторого времени в небе - самолеты НАТО. Один из пилотов принял салют за атаку и расстрелял колонну из 5 машин, что двигалась из Бреги в Адждабию, сопровождая машину "скорой помощи". Погибло 12 человек.
Это уже второй случай на неделю, когда авиации коалиции мажет и портит имидж своей миролюбивой миссии. Несколько дней назад под ударами авиации погибло 40 мирных граждан в Триполи.
Что касается позиции Каддафи, сейчас бои он ведет в районе Бреги. Это нефтяной порт, который раз в два дня переходит из рук в руки.
Когда фронт настолько нестабилен, что вечером можно лечь спать на его линии, а утром проснуться глубоко в тылу, наиболее точно расклад сил могут оценить те, кто в войне непосредственно не участвует. Никто из жителей Адждаби, Бреги и Бенджавада уже не верят, что мятежники, которые занимали эти населенные пункты, пришли надолго.
Десятки поселений разбросаны в песках в 40 километрах от асфальтированных дорог, а значит, боев. Там нет ни воды, ни электричества. Но современные бедуины домой возвращаться не собираются.
"Думали, что пересидим здесь два-три дня, а потом вернемся. Но, похоже, что это надолго, - рассказывает один из жителей. - Обживаемся. У нас тут дети, женщины старики. Всего 4 семьи, а за тем холмом еще пять".
Судя по всему, Каддафи удалось главное - не потерять слишком многого. С тех пор как авиация НАТО стала бомбить его бронетехнику, войска, конечно, отступили от Бенгази, но недалеко - на 250 километров к западу от революционной столицы. Как бы ни помогали бомбардировщики мятежникам, гнать их в атаку не получается.
К тому же на этой неделе стало очевидна удивительная особенность этой войны: интенсивность наступления зависит от работы бензоколонок. Спецподразделения Джамахирии вывели из строя все заправки вплоть почти до Бенгази. И у мятежников, которые передвигаются на джипах и легковушках, бензина не хватает порой, чтобы даже добраться до линии фронта. А ведь нужно еще иметь запасы топлива, чтобы в случае чего бежать. Так и происходит, когда один или два снаряда долетают до революционных отрядов. Этого достаточно, чтобы привести их в смятение.
Съемочная группа наблюдала, как после получасового обстрела из танка, мятежная бригада в один час пролетала от линии фронта назад сотни километров, бросив Рас-Лануф, Брегу и едва опять не сдав Адждабию. Можно говорить, что без поддержки с воздуха мятежники давно бы сдали и Бенгази.
Ужасы рассказывают о зверствах солдат Каддафи. Правда, например, украинские врачи, что продолжали работать в Адждаби, и когда город был у Каддафи, и когда его войска бежали, свидетельствуют, что спокойнее, оказывается, было именно при Каддафи.
"Было тихо и спокойно. Ни одного выстрела не было", - рассказывает врач Сергей Шобяннков.
В любом случае время работает на лидера Джамахирии. Каждый день, что НАТО тратит миллионы долларов на бомбардировки, доказывает, что тратит впустую и там больше шансов у Каддафи добиться переговоров. Конечно, страна разделится. Но если разделится сейчас, то у Триполи останутся три крупных нефтяных порта: Брега, Рас-Лануф и Аззавия. А у Бенгази - только маленький Тобрук. И понятно, кто останется лидером на нефтяном рынке Африки, когда война закончится, и какую часть страны будут называть Ливией.