В центре Парижа появятся Троицкий сад и православный храм из белого камня
В Париже объявлены результаты конкурса на строительство российского культурно-духовного центра. Его возведут недалеко от Эйфелевой башни, и в его создании будет участвовать международная команда архитекторов - россияне и французы. Рядом с центром разобьют сад с березами и рябинами и построят храм из белого камня, который, как надеются авторы проекта, станет русским сердцем французской столицы.
Осторожно - не кантовать! В деревяном ящике - конкурсная работа. Одна из десятка вышедших в финал. 5 месяцев назад был объявлен конкурс на лучший проект русского духовного центра, какого в Париже еще не бывало. Жюри, в котором россиян и французов пополам, спорило до последнего.
"Нет, не могу сказать, что мы были единодушны и сразу выбрали победителя. Было два проекта, вокруг которых развернулась очень жесткая борьба", - рассказал представитель мэрии 7-го округа Парижа Кристин Фабр.
Под золотым покрывалом - будущий центр в миниатюре: Пятиглавый белокаменный храм, колокольня, административные здания. Все освещается и обогревается за счет вмонтированных солнечных батарей. Все утопает в зелени и над всем - плавный изгиб стеклянной крыши - словно огромное крыло или библейский покров.
"Этот храм - он импортирован. Он приземлился. Это летучая тарелка, которая приземлилась из Москвы прямо в Париже. Он не может стоять просто так на каком-то парижском углу. Он должен стоять в чем-то, - пояснил архитектор, один из авторов проекта Мануэль Яновский. - Вот именно оболочка этого храма - и есть это замечательный Троицкий сад. Потому что в России, а православной культуре есть традиция этого православного Троицкого сада".
Березы, рябины, ивы и клен. Деревья русской средней полосы для этих широт - почти экзотика. Авторы проекта собираются привезти деревья из России, как и белый камень для храма.
Одному из авторов проекта всего 28. На победу не рассчитывал, просто было интересно представить: православный храм в самом центре Парижа.
"На самом деле опыт строительства и у меня, и у Алексея есть, но такого проекта никто не делал. И в России, осмелюсь предположить, никто не делал. Потому что заказов таких не было", - сказал архитектор, один из авторов проекта Михаил Крымов.
Здесь будет семинария, библиотека, выставочный зал. Из исходных 4 300 квадратных метров авторам проекта удалось извлечь 5 800 "квадратов" полезной площади.
"Мы нуждаемся в том, чтобы создать полноценную церковную структуру, - сказал архиепископ Корсунский, владыка Нестор. - Это не какие-то наши амбиции и желание себя как-то поставить на какое-то место. Это жизненные необходимости".
В финансировании строительства будут участвовать государство, церковь и меценаты не только из России, но, как надеются, и из-за рубежа. Ведь в Европе прихожан православных храмов становится все больше с каждым годом.
"Сейчас представит огромный этап согласований, утверждений, выбор материалов, технологий, согласование с правилами строительства всего этого в Париже, и это все будет влиять на цену вопроса, - говорит глава Управления делами Президента Владимир Кожин. - Мы все-таки будет ставить во главу угла реализацию проекта, чтобы проект был достойный".
Пока здесь квартирует Французская метеослужба. Серое, ничем не выделяющееся здание - примерно посредине между Дворцом Инвалидов и Эйфелевой башней.
Уже через год эта часть набережной Бранли должна измениться до неузнаваемости. Здание Метеофранс снесут. А три старых тополя, которые стоят уже более полувека, останутся. Они станут частью нового Троицкого сада.