Лидеры Евросоюза больше не признают режим Мумара Каддафи в Ливии легитимным
Главы государств и правительств стран Старого Света потребовали от ливийского лидера уйти в отставку. Соответствующее заявление было принято на чрезвычайном заседании ЕС. Вести диалог Европа теперь готова только с переходным оппозиционным Национальным Советом Ливии. Не исключается дальнейшее ужесточение санкций против Каддафи.
Впрочем, инициатива Франции, предлагающей блокировать воздушное пространство над Ливией, не нашла поддержки - разрешить подобное может лишь Совбез ООН.
Тем временем, внутри страны войска Каддафи продолжают наступление на города, захваченные оппозицией. Стратегически важный порт Рас-Лануф уже взят, теперь их цель - главный оплот повстанцев Бенгази. Впрочем, противники ливийского лидера тоже настроены по-боевому и готовятся идти на Триполи.
Чем ближе регулярные части Каддафи к революционной столице, тем многочисленнее митинги и продолжительнее молитвы, тем больше красно-чёрно-зелёных флагов на улицах Бенгази – города, которому впору не праздновать успехи на западном фронте, а готовиться к обороне.
До прихода Каддафи цвета, в которые ныне окрашено восстание, были символом монархии. Свежеотпечатанная символика революции нарасхват. Свежие ополченцы, что не сегодня-завтра отправятся на передовую, успевают лишь поверхностно изучить матчасть. Времени их готовить все меньше - линия фронта приближается к Бенгази.
За Раслануфу бились неделю и все-таки сдали нефтяную столицу Восточной Ливии частям Каддафи, и наконец стала понятна его тактика. Пока передовые отряды правительства медленно отступали, отдавали город за городом мятежникам, он смог подтянуть к фронту 32-ю танковую бригаду, и теперь способен контратаковать при поддержке не только с воздуха, но и с моря.
Повстанцы говорят, что видели "катера, которые приплывали с моря, а также самолеты, сбрасывающие бомбы, 2-3 танка обстреливали центр города, стреляли по госпиталю и мечети".
Чем могут ответить повстанцы? К Раслануфу они подкатили свой главный калибр системы залпового огня, но, похоже, первым же выстрелом подожгли не танки, а нефтяные терминалы, в бомбардировке которых тут же обвинили авиацию Каддафи.
В добровольческой армии кадровые офицеры наперечет. Обученных солдат на позициях меньше, чем зениток. Наступая, города они брали не умением, а наскоком.
Чем, кроме революционного энтузиазма, могут сдержать контратаку повстанцы? Неисчерпаемостью захваченных на востоке арсеналов. Еще не все оружейные склады разобраны. Многие пулеметы в масле. Но почти все стволы, что сейчас направлены на ливийский запад, с клеймом "сделано в СССР". Порой сделано полвека назад.
На центральной площади в Бенгази десятки тысяч голосов вторят молитве, которая сегодня больше похожа на сводку с фронта. Раслану, Бенжават, Брега, Меслата - города, что были или сейчас в руках повстанцев, те, которые они клянутся удержать или вернуть.