Россия официально присоединилась к международным санкциям против Ливии
На фоне таких событий рассматриваются разные сценарии того, что будет дальше. Франция выступила на стороне противников Каддафи. Остальной Евросоюз и НАТО рассуждают о запрете полетов над Ливией, чтобы повстанцев не могли бомбить. Россия по-прежнему выступает за переговоры, чтобы сохранить жизни мирных граждан.
Дмитрий Медведев подписал указ, запрещающий поставки в Ливию вооружений, и предоставление помощи, так или иначе связанной с военной деятельностью.
Такие меры предусматривает резолюция 17-90 Совета Безопасности ООН, принятая 26 февраля. Она предполагает также адресные санкции против Каддафи и его окружения, такие, как замораживание зарубежных счетов.
При этом Россия, осуждая действия Триполи, продолжает настаивать на необходимости политического разрешения кризиса.
"Российское руководство решительно осудило применение грубой военной силы, считая, что это может квалифицироваться как преступление, и настаивает на переводе в политическое русло, - заявил глава российского МИД Сергей Лавров. - Надо садиться и договариваться, потому что все остальное - это гражданская война, это новые жертвы ни в чем не повинных мирных жителей".
Евросоюз одобрил введение против Ливии дополнительных санкций, носящих, однако, не общий, а адресный характер, то есть направленных против конкретных организаций и политических деятелей.
Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что санкции в любом случае носят, скорее, символический характер.
"Убирать Каддафи будут не санкциями, а либо силовыми путями изнутри Ливии, либо, не исключено, точечная операция извне. Никто не собирается в течение длительного времени требовать чего-то от Каддафи. Эти санкции - это захлопнувшаяся над режимом крышка гроба", - уверен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
В числе других возможных средств давления рассматривается создание над Ливией бесполетной зоны. Тема эта дискуссионная, притом, что и США, и Россия относятся к такому варианту критически. В Вашингтоне считают, что мера эта возымеет лишь "ограниченный эффект", Москва призывает сперва тщательней разобраться в ситуации. А в Брюсселе на эту тему совещаются министры обороны стран НАТО.
"Для любой операции НАТО необходимы три условия: во-первых, очевидная необходимость в нашем вмешательстве; во-вторых, четкая правовая основа; в-третьих - ощутимая поддержка внутри страны", - убежден Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.
Похоже, пока страны Альянса определились лишь в том, что Каддафи их не устраивает. В остальном же - определенности нет даже в том, что делать, если Каддафи вдруг уйдет, или его уйдут.
"Сейчас проблема для Запада еще и в том заключается, что такое ливийская оппозиция? Это молодые люди, люди Интернета, разделяющие западные ценности? Или это исламисты? Никакой программы мы не знаем. Что происходит в Ливии - толком мы не знаем. Первая жертва любой войны - это правда", - говорит директор Института Африки РАН Алексей Васильев.
А вот Николя Саркози для себя вопрос уже решил. Париж признал единственным законным представителем ливийского народа Переходный Национальный совет. И уже намерен направить посла в Бенгази. Кроме того, появились слухи, будто Саркози хочет представить Евросоюзу план нанесения точечных ударов по ливийским объектам.
"Николя Саркози, первым из европейских лидеров обнявший Каддафи, пожавший Каддафи руку, когда санкции против Каддафи были отменены, сказавший, что Каддафи теперь наш европейский брат, легитимный и достойный партнер, - говорит Евгений Сатановский. - Так вот, Саркози, как всегда хочет быть первым. Он понимает, что Каддафи сдали, и он хочет быть первым политиком, который хочет сказать новому ливийскому правительству: "Я, Саркози, признал вас первым".
Стоит напомнить, что в недавнем прошлом Каддафи уже предостерегал именно Францию от вмешательства в ливийские внутренние дела. Что же до ЕС и НАТО, то демарш Саркози застал всех врасплох, признают в Брюсселе, и спешат добавить: это - суверенное решение Франции, а не позиция Европы.