Все главные мировые новости всю неделю — только с Ближнего Востока
Все следят за происходящим в эти дни в Ливии и обсуждают будущее стран от Марокко до Бахрейна, охваченных движениями протестов. Россия не спешила делать громкие заявления, занимаясь в первую очередь эвакуацией своих граждан. В пятницу, 25 февраля, Президент России призвал власти Ливии немедленно прекратить насилие, которое может быть квалифицировано как преступление против гражданского населения. Сегодня министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал ливийские власти незамедлительно прекратить репрессии против населения - ливийскому руководству было адресовано требование России уважать права человека, соблюдать международное гуманитарное право и обеспечить безопасность гражданского населения и иностранных граждан в стране.
Однако никто не берется предсказать последствия глобальных изменений, ясно только, что это вовсе не очередная волна цветных революций стремящихся к американской демократии арабов, ведь главные лозунги восставших связаны с освобождением Палестины и арабского мира в целом. Как пример первых шагов в этом направлении, новые власти Египта пропускают через Суэцкий канал иранские военные корабли в Сирию с оружием для ХАМАСа.
Кто мог представить себе, что мир содрогнется от такой малости, как смерть торговца овощами где-то в Тунисе. И тем не менее, это так. Естественно, события, последние недели сотрясающие весь Ближний Восток и Северную Африку, назревали давно. Однако мы все до последнего времени жили в мире, где был важен повод, а не причина. Очевидно поэтому, обливший себя бензином отчаявшийся тунисец не мог знать, что подносит зажигалку ко всему, что в последние 20 лет было принято считать чем-то совершенно незыблемым, к так называемому мировому порядку.
Великая Израильская стена – сотни километров бетона. Её строительство было начато ещё в 2003 году и не закончено по сей день. С израильской её стороны сама стена, как и забор, подключённый к электричеству, опоясывающий Сектор Газа, воспринимается как идеальное средство защиты от террористической угрозы. С арабской стороны станы 8-метровый бетонный монстр считается символом человеческого унижения, символом несвободы человечества вообще и арабского народа в частности.
20 минут и сотня митингующих в столице палестинской автономии Раммале испарилась как не бывало. Пороховая бочка Ближнего Востока - Палестина, сегодня самое спокойное место в регионе. Здесь затаив дыхание следят за тем, что происходит вокруг. Следят и ждут.
"Мы наблюдаем, как арабы берут в свои руки контроль над своей политической системой. А раз так, то влияние запада и Израиля будет уменьшаться и в конце концов исчезнет, - считает профессор политологии университета в г.Наблус, Палестинская Автономия, Саттар Кассем. - США столько лет поддерживали диктаторов и грабили наши богатства! Израиль влиял на наши страны через таких предателей как Хосни Мубарак, Арафат, король Иордании Абдалла, Каддафи, Бен Али, и других. Сейчас в Израиле и США с тревогой ждут развития событий. Надеются, что не экстремальным образом и их интересы сильно не пострадают". "С Израилем всё понятно: его интересы пострадают кардинально, но с США ситуация другая, - считает он. - Арабы хотят с ними сотрудничать, но на равных. Никто не будет больше доминировать над арабами".
События в Египте, а вслед за ними и в Ливии, свидетельствуют о полной утрате контроля над ними со стороны. При этом создается видимость, что все происходит чуть ли не в рамках заранее запланированной демократизации региона. Поэтому вместо трезвой оценки кризиса спор ведется о том, в какой мере события, унесшие уже тысячи жизней, являются следствием так называемых "оранжевых" революций.
"Важно ли, какого цвета эта революция? Важно ли, а хотели американцы и европейцы вот так раскачать лодку, чтобы она опрокинулась или она опрокинулась случайно? В данном случае стратегический это или тактический идиотизм – особого значения не имеет", - считает Президент Института Ближнего Востока Евгения Сатановский.
Тьери Мейсан - французский публицист, специалист по арабскому Востоку. Мейсан - автор книги о политике Соединенных Штатов на Ближнем и Среднем Востоке, настаивает на том, что некоторые черты, общие для всех последних событий в регионе сознательно скрываются.
"Речь идет о Палестине. На протяжении последних 60 лет существует огромная проблема в этом регионе, во многом определяющая его внешнеполитические отношения с окружающими странами, - считает Тьери Мейсан. - Например, в прошлую пятницу во время массовых демонстраций в Египте, один из основных лозунгов заключался в том, чтобы разрушить железную стену, которой отгорожен сектор Газа. Однако если железная стена упадет, то это несомненно будет похоже на падение Берлинской стены". "С этого момента придет в действие принцип центрифуги, и никто не сможет остановить это кровотечение. Распадутся сначала американские империи в этом регионе, а затем дело дойдет и до самих США. СССР распался и нет ничего нереального и фантастического в предположении, что США также распадутся однажды", - считает он.
Сейчас, когда все внимание приковано к Ливии, кажется, что ничего более страшного уже быть не может. Меж тем, это самое страшное, лишь по сравнению с тем, как было в Тунисе и Египте. Но кто сказал, что там все закончилось?
"Арабский восток полетел, что называется, вдребезги и пополам, сыпется один режим за другим, пока что сыпятся авторитарные и полуавторитарные режимы, потом пойдёт, вполне возможно, время монархий, - говорит Е.Сатановский. – Это означает, что весь баланс топлива по Европе и по миру в целом – баланс углеводородов сыплется. Это означает, что пойдёт миллионы беженцев, в том числе и из Африки, которых сегодня притормаживал североафриканский режим Каддафи и североафриканский же арабский режим Бен Али".
Первые же недели кризиса, тогда еще только в Тунисе немедленно привели к нескончаемому потоку арабских беженцев в Италию. Кровавые события в Ливии погнали людей на этот раз уже в Тунис. Приказ Каддафи о раздаче оружия гражданскому населению свидетельствует о том, что он пойдет до конца. В лучшем случае это раскол страны, в худшем - бои за столицу и тотальный хаос. Каддафи уже грозил, что откроет беженцам путь в Европу. Теперь очевидно, что этот путь будет открыт с ним или без него. Кроме того, в руках у сумасшедшего полковника остается последний козырь и он, судя по всему, к нему не задумываясь прибегнет.
Бомбардировка или подрыв объектов нефтедобычи. Цена на нефть уже сейчас перевалила за сотню долларов за баррель, а аналитики тем временем пророчат, что на очереди Алжир, и цены в 200, а то 250 долларов за бочку нефти.
По словам Генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, "удорожание нефти до уровня 200-250 долларов – это серьёзный риск, прежде всего, для Китая, потому что экономика Китая всё сильнее зависит от импортной нефти, Китай сегодня второй импортёр нефти после США, но всё-таки у США есть определённая подушка прочности, в экономика Китая цену в 200-250 долларов не выдержит". "А развал китайской экономики будет означать крайне серьёзные глобальные последствия", - считает он.
Итак, впереди Алжир, Марокко, Судан и цепная реакция по странам Восточной Африки с одной стороны, Иордания и в след за ней страны Персидского Залива, включая Саудовскую Аравию - с другой. Если даже половина этих прогнозов окажется верна, мир уже никогда не будет прежним. Сегодня, глядя на то, как один за другим падают режимы в регионе, мало кто вспомнит о том, что началось все это еще в 2006, здесь в самой спокойной на данный момент Палестине.
"Можно сказать, что в войне Израиля с Ливаном, Хизбалла добилась победы. Она реально выдержала столкновение с Израильской армией и ей в конечном счете пришлось отступить, - говорит Саттар Кассем. - Дальше был сектор Газа, но и там они не смогли завоевать и 100 метров. Хотя ХАМАС в Газе был намного слабее "Хизбаллы" в Ливане. Поверьте, именно эти события и дали толчок всему арабскому миру".
Итак логика событий такова: сначала фиаско Израиля в Ливане ставит под сомнение его доселе бесспорное военное превосходство. Спустя 1,5 года Израиль проигрывает информационную войну, объявленную ему в ходе проведения им операции "Литой Свинец" в Секторе Газы. Был момент, когда над израильтянами в серьез замаячил призрак Гаагского суда по военным преступлениям. Стало понятно, что Израиль лишается и политической поддержки.
В довершение всего Барак Обама начинает свое правление с триумфальной речи в Каире. Обращаясь к арабам, президент заявил, что период подозрений и разногласий между Западом и арабским миром должен закончиться, чем окончательно развязал им руки.
"Отныне каждый день ситуация может преподносить сюрпризы. Поэтому давайте будем осторожны в своих выводах о том, что произошло, - говорит публицист Тьери Мейсан. - Сохраняя эту осторожность в суждениях, мы сможем констатировать, что США потерпели здесь свое поражение и не смогут больше восстановить свое влияние в регионе. Они проигрывают".
После того как, Вашингтон одного за другим начал сдавать своих бывших ставленников, после падения Мубарака в Египте и откровенного конфликта с израильским премьером стало понятно, что одними внешними факторами действия или, вернее, бездействие Вашингтона объяснить невозможно. Такие Империи не гибнут под ударами варваров, они рушатся от разногласий в Сенате. Восставшая арабская улица на Ближнем Востоке сегодня сметает остатки влияния консерваторов, а вместе с ними и контроль Империи.
Контроль, который в царствование прошлой династии обошелся Америке так дорого.