Все новые города Ливии переходят под контроль противников Муамара Каддафи
Муамар Каддафи вновь выступил по ливийскому телевидению. Своих противников, которые участвуют в массовых акциях протеста, он, по сути, назвал наркоманами. Каддафи уверен, что эти люди действуют в интересах Усамы бен Ладена и находятся под влиянием галлюциногенов.
Между тем, по данным журналистов, противники ливийского лидера взяли под контроль уже значительную часть страны. Список городов, где власть перешла в руки демонстрантов, пополняется. При этом, как передает телеканал "Аль-Арабия" со ссылкой на врачей, в столкновениях только в одном городе Адждабия погибло не менее тысячи человек. Интересы Каддафи пытаются защищать жестокие наемники, утверждают очевидцы.
Режим Каддафи, по мнению наблюдателей, держится на волоске: ему дают от пары часов до нескольких дней. Де-факто страна расколота на части. Восток – в руках оппозиции, которая готовит поход на Триполи. Их временная столица – город Бенгази, тот самый, где на зачистку от демонстрантов с самого начала бросили элитные спецподразделения, задействовали тяжелую технику и даже авиацию. Шокирующие данные о количестве жертв: в городе, по свидетельству очевидцев, только убитых около 2 тысяч. Люди на улицах празднуют победу.
"Нам нужна свобода, все эти люди хотят нормальной жизни: нам нужна вода, электричество, чтобы дети могли ходить в школу, как в цивилизованных странах, - заявляют протестующие. - А нас за это убивают, открыто расправляются с мирными гражданами, поэтому мы просим о помощи, помогите нам отстоять наши права".
Сам Каддафи, стремительно теряющий поддержку, держит оборону в Триполи и его окрестностях. Его соратники обстреляли ракетами мечеть города Зауия, где укрылись повстанцы. Также сообщается об ожесточенных боях за город Мисрат в 200-стах километрах от столицы. Верность Каддафи сохраняют лишь сторонники из его родного племени, а также около 5 тысяч военных, при общей численности регулярной армии 45-ть тысяч человек. Пытаясь удержать власть, лидер Джамахирии предпринимает отчаянные шаги: оппозиционеров и дезертиров приказано расстреливать. Тем, кто добровольно сдаст оружие, обещают помилование и даже солидные денежные выплаты.
Тем временем, сын Каддафи Сейф аль-Ислам дал интервью, пояснив, что правительственные войска ведут борьбу не с собственным народом, а с исламистами из "Аль-Каиды". И пообещал: в этом убедится весь мир.
"Завтра мы откроем двери для журналистов, пусть приезжают все, кто захочет, - сказал Сейф Аль-Ислам Каддафи. – Им будет обеспечена полная свобода передвижения. И пускай они попытаются найти следы бомбежек, о которых они кричат; мы разоблачим тех, кто лжет о количестве погибших".
Появились сообщения, что из Ливии бежала дочь Муамара Каддафи, Аиша, однако вскоре она выступила с телеобращением и опровергла эту информацию: "Я обращаюсь к ливийскому народу, который я люблю и который любит меня, я здесь и никуда не собираюсь бежать. Сообщения о том, что я покинула страну – это ложь и козни зарубежных СМИ".
Между тем накануне двое летчиков отказались бомбить город и катапультировались в воздухе, самолет разбился. По заявлению одного из полковников ливийской армии, они до последней капли крови готовы "сражаться за свободу и добиваться ухода Каддафи".
Каддафи не намерен сдаваться и грозит диверсиями на объектах энергетической инфраструктуры. Сообщается, что он распорядился взорвать нефтепроводы, ведущие в средиземноморские порты, давая сигнал: "Либо верность мне, либо голод и нищета".
Тем временем к границам Ливии устремились потоки беженцев. По предварительным подсчетам, в Европу могут отправиться несколько сотен тысяч человек. В Совбезе ООН обсуждают возможность введения жестких санкций против ливийского руководства, чтобы остановить кровопролитие в стране.
Источник в дипломатических кругах Евросоюза сообщил, что в ЕС приступили к разработке плана военных действий в Ливии на случай чрезвычайных обстоятельств. Американские конгрессмены предлагают объявить воздушное пространство на Ливией закрытым и сбивать все военные самолеты, которые поднимаются в небо с территории страны.
А в Москве 24 февраля вызвали в МИД посла Ливии, где ему были озвучены требования обеспечить безопасность россиян, остающихся в мятежной стране. Кроме того, на Смоленской площади еще раз подчеркнули недопустимость вмешательства во внутренние процессы региона.