В столице Ливии, где на подавление беспорядков брошена авиация, ждут выступления Муамара Каддафи
Обстановка в Ливии продолжает накаляться. В течение дня приходили сообщения о том, что на подавление беспорядков была направлена военная авиация, якобы самолеты даже бомбили жилые кварталы.
Прямо сейчас в центре столицы, Триполи, ожидают выступление Муамара Каддафи. Есть данные, что он может объявить о неких масштабных реформах в стране. Демонстранты, в свою очередь, требуют его отставки.
Совет Безопасности ООН уже приступил к обсуждению ситуации в Ливии. Тем временем в страну для эвакуации россиян вылетели самолеты МЧС. Воздушное пространство Ливии закрыто, но местное руководство дало разрешение на их посадку.
Счет погибших в ходе противостояния Каддафи и оппозиции идет уже на многие сотни. Повстанцы держатся, но на стороне военных – грубая сила. Ночью боевая авиация нанесла удары по городам Триполи, Бенгази, Мисурату. В ту же ночь на экранах, наконец, появился сам Каддафи. Неизвестно, правда, где и когда на самом деле снято это видео, однако полковник был необычно немногословен и необычно одет: "Идет дождь. Это хорошее предзнаменование. Я собирался пообщаться с молодежью на площади, хотел провести там всю ночь. Вы видите, я в Триполи, а не в Венесуэле. Не верьте в то, что рассказывают по телевизору эти бродячие собаки Будьте уверены! Всего доброго!"
Так, с пожеланием добра, Каддафи отдал приказ продолжать очищать улицы Триполи от мятежников. Офицерам, не выполняющим этот приказ, грозит расстрел. На улицах столицы орудуют отряды так называемых "муртазаков" - это фактически личная армия Каддафи, наемники из африканских стран, и судя по рассказам очевидцев - не только из африканских. По словам одного из них, вооруженные люди, в том числе европейской внешности, расстреливают горожан прямо на улицах. "Жители стараются закрыться в своих домах, не открывать окон, - рассказал очевидец. - Вчера я видел, как женщина вышла на балкон, и они хладнокровно застрелили ее, а ведь она не протестовала, не выкрикивала лозунгов".
С другой стороны, некоторые армейские и полицейские подразделения, невзирая на угрозу казни, перешли в лагерь восставших. Страна фактически раскололась на два лагеря - западный, с центром в Триполи, под контролем Каддафи, и восточный - с центром в Бенгази, его удерживает оппозиция. Воздушное пространство над Ливией закрыто, но для самолетов, вывозящих иностранных граждан, власти иногда делают исключение. Сделали его и для самолетов российского МЧС. План эвакуации наших соотечественников разработан по поручению Дмитрия Медведева.
По словам главы МЧС Сергея Шойгу, в Ливии находится около тысячи российских граждан. "У нас достаточное количество воздушных судов, которые должны там отработать, - сказал Шойгу. - Я еще раз повторяю, поручение Президента в кратчайшие сроки эвакуировать оттуда всех российских граждан".
Россияне в Ливии - это, в основном, железнодорожники и специалисты нефтегазовой отрасли. Некоторые из них живут в Триполи, но большинство заняты на строительстве объектов в нефтяном городке Рас-Лануф и близлежащем в Сирте - на центральном побережье Ливии. Понятно, что вывезти их вместе, одним путем, не получится. По словам генерального директора компании "Зарубежстройтехнология" Юрия Николссона, власти не контролируют территорию Восточной Ливии, где ведется строительство. "Мы подготовили все, чтобы людей можно было эвакуировать, у людей есть питание, от генераторов получаем электричество. В Триполи мы изнутри забарикадировали двери, чтобы никто не проник в здание, выключили свет, чтобы не привлекать внимание", - рассказал Николссон.
Накануне те кварталы ливийской столицы, где живут россияне, обстреливались. Но сейчас там относительно спокойно. Чего не скажешь о Рас-Лануфе, где охрана рабочих поселков разбежалась, и наши соотечественники фактически остались предоставлены сами себе. Из Триполи россиян планируется вывозить самолетами. Из Рас-Лануфа - на паромах. В Сирте прорабатывают и воздушный, и морской путь.
В распространенном 22 февраля сообщении российского МИД Ливию призывают отказаться от применения силы против оппозиции "во избежание глубокого национального раскола и дальнейшей эскалации кризиса".