События в Египте и других ближневосточных странах — начало тектонического сдвига
Массовые беспорядки наносят колоссальный урон экономике Египта. По самым скромным оценкам, страна каждый день теряет порядка 300 миллионов долларов. Геополитические последствия событий, потрясших крупнейшую страну арабского мира, оценить пока очень сложно. Некоторые эксперты полагают, что на пороге тектонического сдвига оказался весь регион Ближнего Востока.
Сотни тысяч людей живут в городах из мусора, где нищие дома строят прямо на помойке. Десятки тысяч людей живут на кладбище, среди могил, потому что они никогда не заработают на крышу над головой. Больше половины населения далеко за чертой бедности - это современный Египет. В таких обстоятельствах и начинаются революции.
Этой революции никто не ожидал, считалось, что светский и авторитарный режим президента Хосни Мубарака стабильный и прочный. Но теперь ясно: даже если Мубарак не уйдёт в отставку немедленно, смена власти - вопрос ближайшего будущего. Египетская армия, опора режима, соблюдает нейтралитет - есть надежда избежать большой крови. В 1981 году предшественник Мубарака Анвар Садат был застрелен во время военного парада. Нынешний глава Египта отлично помнит тот октябрьский день - он был вице-президентом и сидел на трибуне рядом с Садатом. Мубарак хотел бы уйти мирно. Вопрос в том, кто его заменит и удержит страну от хаоса - организованной единой оппозиции нет.
Исламистское движение "Братья мусульмане" пока что не стало двигателем египетской революции, и на улицах не так много их зелёных знамён. Но если бы выборы состоялись сейчас, то на них исламисты бы лидировали. "Братья мусульмане" официально запрещены в Египте, но всё это время они были единственной организованной оппозиционной силой. Светскую демократическую оппозицию администрация Мубарака за 30 лет практически уничтожила. С 1981 года в Египте действует чрезвычайное положение, при котором арестовать по подозрению в экстремизме можно кого угодно. Именно поэтому у протестующих не было возможности бороться за права политическими средствами. И протест выплеснулся на улицу.
По словам директора института Востоковедения РАН Виталия Нумкина, противоречия накапливались годами в обществе, где правил авторитарный режим, который лишал людей возможности какого-то вертикального поднятия с одного социального уровня на другой, возможности нормально жить. Это был режим, при котором страной правила ограниченная элита. Радикальные элементы могут быть причастны к египетским событиям.
Сейчас президент Мубарак пытается начать переговоры с оппозицией, но с кем именно - непонятно. Важный выбор - кто сменит нынешнего главу государства - это очень волнует соседний Израиль, где ценят действующий мирный договор с Египтом и боятся прихода к власти в Каире исламистов.
"Мы конечно поддержим демократические изменения, но только в том случае, если они не отразятся на нашей безопасности. В такой напряженный момент режим Хосни Мубарака могут сменить люди, с которыми мы просто не сможем договориться", заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
США похоже вообще в удивлении смотрят на происходящее в стране: Вашингтон вроде бы за демократию, но рискуют потерять одного из главнейших своих союзников в регионе. США отказались поддерживать президента Мубарака почти сразу и попали под подозрение в том, что участвовали в подготовке египетской революции. Хотя толпа на площади Тахрир выкрикивает антиамериканские лозунги.
"Нам придётся заново переоценить то, что мы ожидаем от египтян, и то, что мы сами хотим от сотрудничества с Египтом. И список того, что нам придётся пересматривать очень длинный", - заявил директор программ по Ближнему Востоку Центра стратегических и международных исследований Джон Альтерман.
Под ударом оказались светские режимы Ближнего Востока. Их сложно назвать демократическими: смены власти в Тунисе или Египте не было десятилетиями. Но они гарантировали региону стабильность и предсказуемость.
Светские режимы в Йемене, Алжире, Сирии, Иордании постараются снизить социальную напряжённость в своих странах, чтобы не стать следующими: в столицах этих стран уже начались демонстрации, а в тихой Иордании монарх сыграл на опережение и уже отправил правительство в отставку.
Верхи уже не могут править страной, а низы не хотят терпеть бедность и безработицу - это классика революционной теории. Похоже, в Тунисе и Египте подожгли бикфордов шнур, и теперь ближневосточный регион ждут большие перемены.