Как обеспечивают безопасность воздушных ворот в разных странах мира?
Аэропорты всего мира одинаково уязвимы перед террористами - к такому выводу сегодня пришли эксперты, опрошенные британскими журналистами Би-би-си. В разных странах по-разному пытаются противостоять этой угрозе.
Аэропорт Бен-Гурион в Израиле считается мировым эталоном безопасности. Чтобы попасть сюда, неважно зачем, на самолет или просто встретить кого-то, нужно пройти многоступенчатую систему проверки. Пункт первый - КПП на въезде на территорию: здесь могут выборочно досмотреть автомобиль. Камеры слежения работают и на парковке, офицер службы безопасности встречает пассажиров на входе в здание.
Здесь также могут проверить паспорт, попросить пройти через металлоискатель. И только после этого человек попадает в терминал, где повсюду - сотрудники охраны, как в форме, так и в штатском, почти неразличимые в толпе, но обученные по малейшим внешним проявлениям определять потенциального террориста. Не меньшее значение придается "превентивным" меры безопасности.
Йозеф Дразнин, эксперт по вопросам безопасности: "Вы можете поставить самые современные технические средства, металлоискатели, людей, но все это не предотвратит взрыв террориста-смертника. Нужно действовать таким образом, чтобы предотвращение произошло на самом раннем этапе планирования теракта, а для этого требуются большие вложения в разведку".
Не все, однако, считают, что аэропорт должен напоминать цитадель. Например, самый крупный в Азии, пекинский аэропорт, после теракта в Домодедове усилил меры безопасности. В китайском исполнении это означает, что теперь здесь можно встретить полицейских. В штатном режиме их обычно не видно, пока, разумеется, нет необходимости. Нет и контроля на входе в аэропорт - его вводили на время Олимпиады-2008, но потом рамки убрали.
Лю Ванси, представитель администрации пекинского аэропорта: "Да, у нас нет рамок на входе. И все же, наша система безопасности - одна из лучших в мире. С помощью камер слежения мы видим каждый квадратный метр аэропорта и каждого пассажира. А ведь еще есть и другие эффективные средства и методы, о которых я не имею права рассказывать".
Тут, правда, один нюанс - если вы добираетесь до аэропорта на метро, то вот как раз в подземке Пекина входной досмотр организован строго. Багаж крупнее дамской сумочки проходит через интроскоп. При необходимости, вас могут проверить металлодетектором. Впрочем, если вы едете в аэропорт на машине, всю дорогу вас не побеспокоит никто и ничто, кроме камер видеонаблюдения.
В аэропортах США, которые никак нельзя назвать небезопасными, тоже нет досмотра на входе. Можно просто пройти в зал прилета, ни контроля документов, ни детекторов нет. Впрочем, если заметных глазу технических средств здесь меньше, то работы у службы безопасности больше, ведется постоянное видеонаблюдение, а в толпе "растворились" агенты. Та же ситуация в Западной Европе. Например, лондонский Хитроу: вход в здание - абсолютно свободный, в чем убедилась наша съемочная группа, пройдя с включенной камерой по всему первому этажу, от зала прилета до пункта паспортного контроля. Как видите, ни одного полицейского в форме, никакого досмотра вне зон регистрации: только там, где начинается непосредственно путь пассажира к самолету, начинается и контроль. Единственное но - если кто-то покажется службе безопасности подозрительным, его могут попросить пройти проверку. И вот тут отказаться нельзя. В общем, сколько конкретных ситуаций, столько и подходов. Но есть одна идея, объединяющая и неприступную крепость Бен-Гуриона, и "зеленую улицу" Хитроу. При прочих равных, лучшая система безопасности - та, которая работает незаметно. Злоумышленнику гораздо труднее обойти защиту, когда он не знает, что именно он обходит.