Польша обвиняет российских диспетчеров в катастрофе под Смоленском
В центре внимания средств массовой информации снова оказались итоги расследования обстоятельств катастрофы самолета польского президента под Смоленском.
12 января этого года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о причинах трагедии, однако сегодня польская сторона, не опровергнув ни одного вывода МАК, попыталась переложить часть ответственности за гибель президентского лайнера на российских диспетчеров.
Авиакастрофа под Смоленском – взгляд из Варшавы. Офциальную версию польской стороны 18 января изложил министр внутренних дел Ежи Миллер, возглавлявший правительственную комиссию по расследованию причин аварии, в которой погибли 96 человек, включая президента Польши Леха Качиньского.
В трагедии, считают в Варшаве, отчасти виноваты российские диспетчеры. Они якобы "действовали под большим давлением и совершили много ошибок, не оказав поддержки экипажу во время захода на посадку в трудных погодных условиях". Это цитата из доклада польской комиссии. При этом публике в Варашаве представили лишь фрагменты, а не обещанную ранее полную стенограмму переговоров в диспетчерском пункте аэродрома "Северный".
Российские и международные эксперты отреагировали сразу же – выдергивание отдельных фраз и команд диспетчеров из контекста не проливает свет на те трагические события, а извращает их суть. Врашава таким образом вынуждает российскую сторону обнародовать полную расшифровку диспетчерских переговоров.
Алексей Морозов, председатель Технической комиссии МАК: "Принято решение опубликовать полностью транскрипцию записи всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами. Это записи открытого магнитофона, записи телефонных разговоров и записи радиопереговоров. По составлению транскрипции техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета пользовалась электронной копией записей, идентичной той, которая была передана польской стороне по ее просьбе. Обращаю внимание, что в ходе работы технической комиссии польские специалисты имели возможность работать в офисе Межгосударственного авиационного комитета с рабочими версиями выписки переговоров".
В Межгосударственном авиационном комитете подчеркивают: никакого давления на диспетчеров, о котором говорят в Варшаве, не было. Такой вывод эксперты сделали после анализа записей всех рабочих переговоров, в том числе группы руководства полетами с экипажем польского борта номер 1.
Алексей Морозов, председатель Технической комиссии МАК: "Была проведена независимая оценка действий группы руководства полетами. Фактов давления на группу руководства полетами не выявлено. Руководитель зоны посадки давал информацию о местонахождении самолета в соответствии с отображением его отметки на экране посадочного авиалокатора. Еще раз напомню, что снижение было разрешено только до высоты сто метров. Разрешение на посадку руководитель полетов не выдавал".
Если давление и было, то оно оказывалось на пилотов самолета, а не на диспетчеров, уверены эксперты МАК. Нетрезвый главком ВВС Польши, давший понять пилотам, что президент Качиньский раздражен и торопится на церемонию в Катынь, возможно, сыграл роковую роль в той нештатной ситуации. Что касается российских диспетчеров, то они действовали строго в соответствии с международными норамами, регулирующими полеты официальных бортов.
Олег Горелый, начальник Службы движения аэропорта в г. Минеральные воды: "В любом случае окончательное решение о прозводстве посадки в тех или иных метеусловиях принимает командир воздушного судна".
Реакция Польши на российский доклад, озвученная сегодня, была в вобщем-то предсказуема и не удивила международных авиационных экспертов.
Дэвид Лермонт, журналист (Великобритания): "Я думаю, что правительство Польши хочет доказать, что случившееся было не только виной польских летчиков, и Россия тоже в чем-то виновата. Не думаю, что это как-то основано на фактах, это все политические моменты".
Доклад МАК, как и польская версия трагедии под Смоленском, еще будут обсуждаться экспертами и общественностью. Тем временем Следственный комитет России не сказал своего последнего слова: расследование обстоятельств аварии продолжается.