Одной из своих «Побед» может смело гордится житель Калифорнии
Хоть и приходится хранить её в гараже, ценности от этого она нисколько не теряет. Речь идет, конечно, о гордости советского автопрома - легендарном автомобиле, сошедшем в 46-м с конвейера завода имени Молотова. История того, как отечественная машина попала в Америку из-за "железного занавеса", - настоящий сценарий для шпионского фильма.
Машину своей мечты Максим впервые увидел еще ребенком. Разобранная "Победа" М-20 автозавода имени Молотова стояла в соседнем дворе.
Максим Мырмыр: "Эту разобранную "Победу" помню, в ней играли дети с другой улицы и никого к ней не подпускали. "Победа" синего цвета, помню ее с детства".
Прошли годы, родители Максима переехали из Молдавии в Калифорнию. Здесь и современных-то российских машин не встретишь, куда там советский легковой автомобиль, но Максим все же начал искать.
Максим Мырмыр: "Я нашел ее в штате Огайо, а до меня владелец нашел ее в штате Мичиган - ехал по дороге и увидел, что ее из сарая вытаскивают трактором".
Из сарая тащили гордость советского автопрома. "Победа" М-20 впервые сошла с конвейера в 46-м году. Недавно закончилась война, а Советский Союз представил миру новую легковую машину. Американцы был шокированы, узнав, что Советы выпустили новый комфортабельный седан.
История, как эта машина попала в Америку из-за "железного занавеса", - настоящий шпионский роман. Из Хельсинки, где "Победы" использовались как такси, обманув таможню, ее нелегально вывез американский бизнесмен с русскими корнями Стенли Слоткин. То ли дал взятку, то ли обменял на свой новенький "Ягуар", но летом 52-го первая советская машина на корабле причалила к калифорнийским берегам.
Подшивки старых автомобильных журналов пестрят репортажами о чудо-технике. Ее показывали на каждом автосалоне, прокатиться на ней мечтали все.
"Победу", разумеется, сравнивали с американскими машинами. Писали, что русские скопировали ее с "Форда", "Джипа" и "Плимута", но это все равно был другой автомобиль. Хоть и тяжелый, но вместительный, хоть и не быстрый, но надежный и главное - недорогой.
Максим Мырмыр: "Американцы писали, что если эту машину официально запустить сюда, то она может победить по продажам американские машины, потому что она была дешевле и качество схожее".
Автомобильное лобби США так и не пустило "Победу" на местный рынок, власти даже отказались регистрировать и эту машину. До 63-го она простояла в музее, а потом попала в частные руки. Сменила шесть или семь владельцев, годами пылилась в частных гаражах или фермерских сараях, но списать в утиль ее никто так и не решился.
Максим Мырмыр: "Технически она в хорошем состоянии, даже если и есть ржавчина, то только снаружи, а гнили нет нигде, и пробег у нее всего 7 тысяч".
Прокатиться на первой советской машине в Америке пока можно, только хорошо ее толкнув, да и то далеко не уедешь. Но не беда, Максим уверен, что сможет ее починить. Придется, правда, попотеть. Поменять весь салон, перебрать двигатель и ходовую, но любители "Побед" в России уже обещали помочь, так что проблем с запчастями быть не должно.