Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
18 января 2011, 09:14

Одной из своих «Побед» может смело гордится житель Калифорнии

Хоть и приходится хранить её в гараже, ценности от этого она нисколько не теряет. Речь идет, конечно, о гордости советского автопрома - легендарном автомобиле, сошедшем в 46-м с конвейера завода имени Молотова. История того, как отечественная машина попала в Америку из-за "железного занавеса", - настоящий сценарий для шпионского фильма.

Машину своей мечты Максим впервые увидел еще ребенком. Разобранная "Победа" М-20 автозавода имени Молотова стояла в соседнем дворе.

Максим Мырмыр: "Эту разобранную "Победу" помню, в ней играли дети с другой улицы и никого к ней не подпускали. "Победа" синего цвета, помню ее с детства".

Прошли годы, родители Максима переехали из Молдавии в Калифорнию. Здесь и современных-то российских машин не встретишь, куда там советский легковой автомобиль, но Максим все же начал искать.

Максим Мырмыр: "Я нашел ее в штате Огайо, а до меня владелец нашел ее в штате Мичиган - ехал по дороге и увидел, что ее из сарая вытаскивают трактором".

Из сарая тащили гордость советского автопрома. "Победа" М-20 впервые сошла с конвейера в 46-м году. Недавно закончилась война, а Советский Союз представил миру новую легковую машину. Американцы был шокированы, узнав, что Советы выпустили новый комфортабельный седан.

История, как эта машина попала в Америку из-за "железного занавеса", - настоящий шпионский роман. Из Хельсинки, где "Победы" использовались как такси, обманув таможню, ее нелегально вывез американский бизнесмен с русскими корнями Стенли Слоткин. То ли дал взятку, то ли обменял на свой новенький "Ягуар", но летом 52-го первая советская машина на корабле причалила к калифорнийским берегам.

Подшивки старых автомобильных журналов пестрят репортажами о чудо-технике. Ее показывали на каждом автосалоне, прокатиться на ней мечтали все.

"Победу", разумеется, сравнивали с американскими машинами. Писали, что русские скопировали ее с "Форда", "Джипа" и "Плимута", но это все равно был другой автомобиль. Хоть и тяжелый, но вместительный, хоть и не быстрый, но надежный и главное - недорогой.

Максим Мырмыр: "Американцы писали, что если эту машину официально запустить сюда, то она может победить по продажам американские машины, потому что она была дешевле и качество схожее".

Автомобильное лобби США так и не пустило "Победу" на местный рынок, власти даже отказались регистрировать и эту машину. До 63-го она простояла в музее, а потом попала в частные руки. Сменила шесть или семь владельцев, годами пылилась в частных гаражах или фермерских сараях, но списать в утиль ее никто так и не решился.

Максим Мырмыр: "Технически она в хорошем состоянии, даже если и есть ржавчина, то только снаружи, а гнили нет нигде, и пробег у нее всего 7 тысяч".

Прокатиться на первой советской машине в Америке пока можно, только хорошо ее толкнув, да и то далеко не уедешь. Но не беда, Максим уверен, что сможет ее починить. Придется, правда, попотеть. Поменять весь салон, перебрать двигатель и ходовую, но любители "Побед" в России уже обещали помочь, так что проблем с запчастями быть не должно.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей