Европа шокирована данными расследования о деятельности албанцев по поставке человеческих органов
16 декабря на заседании ПАСЕ был представлен доклад по изучению обстоятельств торговли человеческими органами в конце 90-х в Косово. Сербов из Косово похищали и вывозили в Албанию, торгуя ими, как запчастями для машин, а на полученные деньги косовские сепаратисты воевали с Белградом за свою независимость при полной, надо заметить, поддержке европейских гуманистов. Кстати именно Россия выступила инициатором расследования, и вот теперь, когда лидер сепаратистов Косова Хашим Тачи переизбран на пост премьер-министра непризнанной республики, подозрения в его участии в этом бизнесе получили новые основания.
В 2006 году в селе Мердаре на административной границе Косово была снята передача родственникам останков сербов, пропавших и убитых албанскими боевиками в период с 1998 по 2001 год, и найденных на территории Косово.
"Лагерь их был в Гнилане в интернате. Это американский сектор. Мой муж был найден во дворе местной больницы. У него отобрали органы и закопали там, а теперь говорят приходите заберите тело" - тогда никто, кроме нас, не обратил на эти слова особого внимания. Что взять с сумасшедшей, свихнувшейся от горя. Пройдет 2 года и всё о чем тогда пыталась рассказать эта несчастная, будет опубликовано в страшных мемуарах бывшего Генерального Прокурора Гаагского Трибунала Карлы дель Понте. Книге, ставшей отправной точкой в нынешнем расследовании Дика Марти.
Историей исчезновений людей в Косово Первый канал занялся задолго до публикации нашумевших мемуаров. Поэтому к тому моменту, когда в воспоминаниях госпожи экс-прокурора в качестве организатора бизнеса по торговле сербскими органами впервые прозвучало имя косовского премьер-министра Хашима Тачи, нам было, что к этому добавить.
Даница Маринкович, окружной судья в Приштине в 1998-1999 гг.: "Когда я вошла, я не могла поверить своим глазам. Там была печь для обжига извести, она еще дымилась. Кругом пахло горелым мясом. Сразу мне бросилась в глаза детская ладошка, которая еще не успела догореть".
Подпись этой женщины стоит под постановлением об аресте Хашима Тачи, по кличке Змей, выданном ей еще в 2002 году. Даница Маринкович во время войны в Косово в должности окружного судьи одной из первых вошла на территорию, пожалуй, самого страшного из известных албанских лагерей смерти в косовской деревне Клечка.
Момир Стоянович, генерал, бывший начальник сербской военной разведки в Косово: "Я верю, что для того, чтобы найти доказательства мучений тех сербов, международным организациям достаточно провести независимое следствие по всей территории северной Албании, и обязательно найдутся улики, которые наведут их на правильный след. Но этого до сих пор не сделано. Боюсь, что это не в интересах некоторых западных центров силы".
Отставной сербский разведчик по сей день безошибочно указывает на карте Косово и Северной Албании места, где размещались албанские лагеря. Вся эта информация еще в 2001 году была предоставлена Гаагским следователям. В своей книге Дель Понте пишет о попытке обследовать одно из них - так называемый Желтый Дом неподалеку от албанского городка Бурел. По её данным, именно здесь потрошили людей. Несчастных подвергали селекции еще в Косово. Непригодных уничтожали, а подходящих по медицинским показателям переправляли сюда, в северную Албанию под скальпель хирургу. Бывали случаи, когда человека, уже лишенного одной почки, спустя какое-то время оперировали повторно, на этот разбирая его на органы уже окончательно.
Дик Марти, депутат ПАСЕ: "Карла дель Понте, с которой я говорил в прошлом году, сказала, что материалы того расследования должны храниться в архивах Международного Суда в Гааге. По всей видимости, эти улики были сфотографированы, но потом почему-то уничтожены. Следовательно, воспользоваться ими не представляется возможным".
Это не совсем так.
Драголюб Станкович следователь сербского специального суда по военным преступлениям: "Мы просили представителей ооновского правосудия в Косово предоставить нам всю известную им информацию не только об органах но и массовых захоронениях и лагерях смерти. Они там якобы все проверили и ответили, что никакими данными не располагают, а спустя полгода к нам попадает копия вот этого доклада. Как же так, позвольте? Вы говорите, что ничего не знаете, но эти-то бумаги подписаны вашими людьми".
У сербского следователя - закрытый доклад совместной следственной группы, состоявшей из представителей гаагского трибунала и следователей ООН из Косово. В феврале 2004 года они проводили следственные действия в пожалуй самом зловещем месте современной Европы. Тот самый Желтый дом. Есть список того, что тогда удалось найти следователям. Среди прочего - пластиковые контейнеры для медицинских материалов, шприцы, средства для анестезии и, главное, с помощью специальных реагентов были найдены следы крови на первом и подвальном этажах дома".
Дик Марти, депутат ПАСЕ: "Торговля органами началась незадолго до того, как в Косово пришли миротворцы. Эта торговля велась и ведется на международном уровне. Органы переправлялись в другие страны и пересаживались тем, кто мог заплатить за них подороже".
Дик Марти убежден в том, что на протяжении всех этих лет людей на запчасти здесь разбирали одни и те же структуры. В интересах следствия он отказался назвать фигурантов дела. Но можно восполнить и этот пробел. 2 года назад в аэропорту косовской столицы Приштины был задержан молодой турок, пытавшийся улететь в Стамбул. На паспортном контроле он потерял сознание - в ходе дознания выяснилось, что он прилетел в Косово, чтобы продать свою почку.
Ветом Эльшани, капитан Косовской Полицейской Службы: "Он нам сказал, что ему было обещано за почку 20 000 долларов. Он должен был их получить в аэропорту. Но мы сомневаемся, что он получил бы эти деньги".
Операция была проведена в далеком предместье Приштины в клинике "Медикус", где турецкую почку пересадили пожилому израильтянину. Удалось выяснить фамилии тех, кого объявили в розыск. Главных фигурантов двое: турецкий хирург Юсуф Сонмез и его израильский партнер доктор Заки Шапиро.
Стамбул, конец апреля 2007 года. Турецкая полиция проводит в клинике "Сонмез" операцию по задержанию двух врачей трансплантологов - турка Сонмеза и израильтянина Шапиро. Они обвиняются в торговле человеческими органами. Причем оба уже не в первый раз. Доктор Заки Шапиро - профессор, один из основоположников израильской трансплантологии, был лишен лицензии на проведение операций в далеком 1996 году. Обвинялся в скупке по дешевке донорских почек у палестинцев. В 1997 году попытка поймать этих людей с поличным в Турции проваливается, в 1998 - крупный скандал в Эстонии: в Таллинне на базе городской больницы один турок и несколько врачей из Израиля, среди которых один с фамилией Шапиро, незаконно пересадили почки шестерым израильтянам. В 1999 году война в Сербии - и дальше тишина. И вот 2 года назад еще не остывшие скальпели этой зловещей парочки найдены в Косово.
Симо Спасич, председатель общества родственников пропавших без вести: "Если они все это знали все эти годы, то почему скрывали от мира и от нас? Я надеюсь, что международное сообщество наконец поймет, что наши погибали в Божьей правде, а в это время любимцы света, такие как Хашим Тачи и остальные гуляли на свободе".
В словах этого человека, 10 лет пытающегося узнать хоть что-нибудь о судьбе тех 2000 сербов, чьи фамилии числятся в списках пропавших без вести, есть резон. Теперь, когда известно кого резали, как резали и кто резал, логично было бы задаться вопросом, а кто это все покрывал. Действительно, что это за сила могла остановить всемогущую Карлу дель Понте, кто мог вмешиваться в расследование ООНовских полицейских, куда подевались улики и почему все молчали?
Дик Марти, депутат ПАСЕ: "Все эти факты хорошо известны большинству государств. Многочисленные доклады спецслужб, а также полиции о криминальной деятельности банды Тачи были разосланы министерствам иностранных дел всех заинтересованных государств. Однако они выбрали политический оппортунизм".
Возьмем на себя смелость и в этом случае посоветовать кое-что швейцарскому прокурору Дику Марти. С этими вопросами стоило бы обратиться к недавно ушедшему в отставку министру иностранных дел Франции Бернару Кушнеру. Еще в 2000 году в бытность свою главой гражданской миссии ООН в Косово, Кушнер обвинялся своими же собственными подчиненными в пособничестве албанским боевикам, препятствовании следствию и задержанию подозреваемых. Кроме того, буквально накануне своего отъезда из Косово, в январе 2001 именно он подписал постановление об ужесточении наказания за торговлю людьми. Там есть пункт и про оборот человеческих органов. До разоблачения Дель Понте оставалось еще долгих 8 лет. И если он уже тогда всё знал, то почему продолжал лоббировать своих косовских друзей во главе с Хашимом Тачи? Есть еще ряд вопросов, которые надо было бы задать человеку, начавшему свою политическую карьеру с создания организации с таким зловещим в сложившихся обстоятельствах названием - как "Врачи без границ".
Все материалы по делу о контрабанде человеческих органов в Косово, которые имеются в распоряжении Первого канала, будут отправлены в комиссию ПАСЕ.