В Минске простились с оппозиционным журналистом Олегом Бебениным
В Минске простились с известным журналистом Олегом Бебениным. На гражданскую панихиду пришли сотни людей. Смерть руководителя крупнейшего оппозиционного сайта вызвала в стране большой общественный резонанс. В официальную версию самоубийства близкие и друзья не верят.
Олега провожают те, с кем вместе он мечтал о новой Белоруссии - справедливой и очень счастливой. Близкие попросили в зале не снимать - слишком больно. Слишком страшно. Теперь - без него.
Станислав Шушкевич: "Вы видите, сколько людей пришло. Невосполнимая потеря".
Он пропал 2 сентября - отправил СМС друзьям: в кафе с вами не успеваю, приду прямо в кино. Это было последнее, что он написал в жизни. На следующий день его нашли на даче мертвым. На руке - глубокая царапина. Официальную версию происшедшего озвучили с явной поспешностью.
Татьяна Калинина, старший помощник прокурора Минской области: "По заключению экспертов смерть наступила от асфиксии. Имеющиеся данные говорят о самоубийстве".
Те, кто Олега знал, в официальную версию не верят - за отсутствием мотива самоубийства и даже прощальной записки. Веселый, неунывающий, двое детишек, которых он обожал, и строил громадье планов - в день гибели договаривался о встречах на этой неделе.
Николай Халезин: "Поверить во все это очень сложно. Это касается следов на теле, не отраженных в экспертизе, петля не была скользящей".
Основатель и руководитель самого известного в Белоруссии оппозиционного сайта Хартия-97. Это он пытался докричаться до всего мира - нам нужна свобода слова. Это его похищали неизвестные спортивного вида, увозили в лес и обещали расстрелять, если писать не бросит.
Наталья Радина: "Это могло быть политическое убийство. В последнее время давление на оппозицию увеличилось. Накануне были проведены обыски у наших сотрудников. Пытались ворваться и в квартиру Бебенина, но поскольку дело было после 22 часов, он имел право их не впустить. Он их не впустил".
Те, с кем вместе он создавал Хартию-97, рассказывают, что Олег занимался расследованием деятельности так называемых эскадронов смерти и таинственных исчезновений нескольких десятков политических противников президента Белоруссии Лукашенко. На грядущих президентских выборах он должен был возглавить кампанию в поддержку кандидата от оппозиции - Андрея Санникова.
Андрей Санников, координатор общественной инициативы "Европейская Беларусь": "Режим Лукашенко известен тем, что пропадают люди. Это часть нашей жизни".
Майкл Харрис, сотрудник правозащитной организации "Индекс Цензуры": "В преддверии выборов ситуация ухудшается на глазах. Показательные аресты, политические заключенные, обыски в офисе Хартии-97, когда отнимают компьютеры даже у иностранных журналистов, чтобы никто не знал, что происходит в стране. Это очень опасно - быть журналистом в этой стране. Смерть Олега - тому доказательство. Она более чем подозрительна, начиная с того, что даже дату его смерти в ходе следствия меняли. Запад очень озабочен сложившейся ситуацией".
Президент Европарламента Ежи Бузек уже потребовал от властей Белоруссии объективного расследования гибели Олега. Он ответа не получил. Светлана Калинкина вчера в статье на смерть коллеги писала о своей версии происшедшего - это может быть убийство, причина - некое противостояние внутри силовых структур, близких президенту Лукашенко. Сегодня за несколько часов до похорон она ответ получила. Просто открытку.
Светлана Калинкина: "Там пишут, что объявили войну предателям. Еще одна такая статья - и мне конец".
С Олегом прощаются молча - он сделал все, что успел. Ради того, что было смыслом его жизни - говорить правду о своей стране. Ради двух мальчишек - сыновей, с которыми пытался быть неразлучным. Чтобы самому научить их самому главному - не бояться.