Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
4 июля 2010, 21:15

Российские моряки, захваченные 1,5 месяца назад пиратами в порту Камеруна, освобождены

С судна "Норт спирит " капитана и старшего механика похитили боевики нигерийского "Движения за освобождение дельты реки Нигер", которые требовали выкуп за их освобождение, при этом назывались самые фантастические суммы. Сейчас моряки проходят медицинский осмотр и планируют вылететь на родину.

К борту сухогруза "Норт спирит" пираты подошли так же, как это обычно делают в Сомали - на небольших лодках. Но то, что произошло дальше, уже назвали новой тактикой - они ограбили экипаж и судовую кассу, но сам корабль захватывать не стали. С собой увезли капитана и старшего механика. Через 2 часа то же самое на литовском рефрижераторе "Арго" - там заложником стал капитан. И хотя для властей Камеруна это стало полной неожиданностью, нападения на торговые суда у побережья центральной Африки - не редкость. Моряки говорят, после Аденского залива, Гвинейский - самое опасное место на земле.

На сухогрузе пираты пробыли меньше часа, и, по словам экипажа, явно знали, что делали. Тем более, что цель у них в ту ночь была не одна. О том, что нападение было спланировано, говорят моряки и литовского рефрижератора "Арго".

Василий Соботович, боцман рефрижератора "Арго": "Капитан видел по локатору, что приближаются точки к нам. Ночь, темно, видимость до 100 метров. И только когда они подошли на расстояние видимости, мы увидели у них оружие, поняли, что это пираты".

Боцман Василий Соботович говорит, все произошло в считанные минуты. Экипаж по инструкции спрятался в каютах, но это не помогло. В каюте капитана Дмитрия Башкирова - следы от выстрелов, отсюда пираты вынесли все, что представляло хоть какой-то интерес. Капитана взяли в заложники. Такая же участь ждала и старшего помощника - у захватчиков, видимо, просто не хватило времени.

Арвидас Мартинкус уверен: еще минута, и дверь бы выломали. Старший помощник говорит, пираты явно не были дилетантами - его корабль на их счету, похоже, далеко не первый.

Арвидас Мартинкус, старший помощник капитана "Арго": "Захват был профессионально организован пиратами. Каждый из них знал, что делать, как двигаться. Они знали точное время, когда покинуть корабль. И у них была четкая цель - захват членов экипажа".

Экипажу "Норт спирит" хозяева сухогруза запретили любое общение с журналистами в целях безопасности. Новости о судьбе захваченного капитана Бориса Терсинцева и старшего механика Игоря Шумика греческий судовладелец передает российскому профсоюзу моряков. Так предусмотрено контрактом. Заместитель главы союза Юрий Сухоруков каждый день на телефонной связи с представителями владельцев "Норт спирит".

Такес Николетас, представитель греческой компании-судовладельца: "Нам позвонил капитан "Норд спирита" Борис. Связь была очень плохая, и разговор был очень коротким. Но он успел сообщить, что он и другой член команды абсолютно здоровы, условия содержания хорошие, и они находятся в Нигерии. То есть, возможно, похитители – нигерийцы".

Новость о том, что муж жив и находится в Нигерии, Тамара Терсинцева узнала из выпуска новостей. Для нее несколько дней, проведенных в полном неведении, показались вечностью.

Тамара Терсинцева, жена капитана Бориса Терсинцева: "Мы не знали, что с ним, где он там, высказывались разные мнения, никто ничего не знал. Во всяком случае, теперь знаем, где он, и что он живой. Дальше это, я так понимаю, дело тех людей, которые будут этим заниматься: дипломаты, судовладельцы".

Переговоры с пиратами продолжались больше 1,5 месяцев. И вот накануне моряков освободили. Пока известно, что они в Нигерии и в ближайшее время после медицинского осмотра отправятся домой. О нигериском следе эксперты говорили с самого начала. Ведь о камерунских пиратах до последнего времени вообще никто не слышал. Береговая охрана все больше борется с бандитами, нападающими на рыбаков.

Рыбная ловля для многих жителей Дуалы - единственных способ заработать на жизнь. Но выходить в море в последнее время становится опасно - пираты из соседней Нигерии далеко не всегда охотятся за большими кораблями.

Форти Томас Тико, рыбак: "Если увидишь их - нужно куда-то прятаться. А куда спрячешься в море? Я же не могу с ними воевать. Они просто убьют меня, и выбросят за борт".

Диплом одесской мореходки капитан Паюс Алексус Томдью хранит, как реликвию. Он стоял на мостике разных кораблей - и сухогрузов и танкеров. Сейчас работает лоцманом в порту Дуалы. Говорит, местные воды всегда считались безопасными, чего не скажешь о побережье Нигерии. И если маршрут проходит там - капитану нужно быть предельно осторожным.

Паюс Алексус Томдью, лоцман порта Дуала: "Даже иногда советуют на якорной стоянке стоять не меньше 40-50 миль от берега. Или даже пусть дрейфуют и не стоят на якоре, пока не зайдут в порт".

Впрочем, в случае с "Норт спирит" стоянка на дальнем рейде оказалась наоборот на руку пиратам. Почетный консул России в Камеруне Жан Мари Чуйссанг, одним из первых узнавший о захвате судна с российскими моряками, говорит: береговая охрана, несмотря на сообщения экипажа, вряд ли могла что-то сделать. Сухогруз был слишком далеко от берега.

Жан Мари Чуйссанг, почетный консул России в Камеруне: "Они обычно стоят в 24 километрах от берега, но из-за угрозы землетрясения их отправили в середину моря, километров 70 от побережья. А военные с теми лодками, которые у них есть, просто не в состоянии туда успеть вовремя".

В минувшую субботу у берегов Нигерии пираты напали сразу на два торговых корабля - в заложниках оказались 12 человек. Правда, уже на следующий день их удалось освободить.

Гвинейский залив в последние годы становится все опаснее. И хотя конкурировать с Аденским пока не может, морские профсоюзы уже давно требуют признать его зоной риска. Зарплата экипажей, проходящих в таких местах, увеличивается вдвое. Впрочем, самим морякам зачастую не так важны деньги. Старший помощник капитана рефрижератора "Арго", на собственном опыте узнавший, что такое захват судна, согласился бы хоть на какие-то гарантии безопасности. Пока, правда, работодатель предлагает бороться с пиратами с помощью пожарных гидрантов.

Арвидас Мартинкус, старший помощник капитана "Арго": "Морякам никогда не дадут оружие, хотя бы охрану давали. Охрану можно, но это деньги. А любой судовладелец и любой фрахтователь не заинтересован дополнительно платить".

Каким бы ни был риск, они все равно выйдут в море - такая работа. И если в Аденском заливе караваны торговых кораблей сопровождают военные, то у берегов Центральной Африки пока приходится рассчитывать на собственные силы.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей