Российские моряки, захваченные 1,5 месяца назад пиратами в порту Камеруна, освобождены
С судна "Норт спирит " капитана и старшего механика похитили боевики нигерийского "Движения за освобождение дельты реки Нигер", которые требовали выкуп за их освобождение, при этом назывались самые фантастические суммы. Сейчас моряки проходят медицинский осмотр и планируют вылететь на родину.
К борту сухогруза "Норт спирит" пираты подошли так же, как это обычно делают в Сомали - на небольших лодках. Но то, что произошло дальше, уже назвали новой тактикой - они ограбили экипаж и судовую кассу, но сам корабль захватывать не стали. С собой увезли капитана и старшего механика. Через 2 часа то же самое на литовском рефрижераторе "Арго" - там заложником стал капитан. И хотя для властей Камеруна это стало полной неожиданностью, нападения на торговые суда у побережья центральной Африки - не редкость. Моряки говорят, после Аденского залива, Гвинейский - самое опасное место на земле.
На сухогрузе пираты пробыли меньше часа, и, по словам экипажа, явно знали, что делали. Тем более, что цель у них в ту ночь была не одна. О том, что нападение было спланировано, говорят моряки и литовского рефрижератора "Арго".
Василий Соботович, боцман рефрижератора "Арго": "Капитан видел по локатору, что приближаются точки к нам. Ночь, темно, видимость до 100 метров. И только когда они подошли на расстояние видимости, мы увидели у них оружие, поняли, что это пираты".
Боцман Василий Соботович говорит, все произошло в считанные минуты. Экипаж по инструкции спрятался в каютах, но это не помогло. В каюте капитана Дмитрия Башкирова - следы от выстрелов, отсюда пираты вынесли все, что представляло хоть какой-то интерес. Капитана взяли в заложники. Такая же участь ждала и старшего помощника - у захватчиков, видимо, просто не хватило времени.
Арвидас Мартинкус уверен: еще минута, и дверь бы выломали. Старший помощник говорит, пираты явно не были дилетантами - его корабль на их счету, похоже, далеко не первый.
Арвидас Мартинкус, старший помощник капитана "Арго": "Захват был профессионально организован пиратами. Каждый из них знал, что делать, как двигаться. Они знали точное время, когда покинуть корабль. И у них была четкая цель - захват членов экипажа".
Экипажу "Норт спирит" хозяева сухогруза запретили любое общение с журналистами в целях безопасности. Новости о судьбе захваченного капитана Бориса Терсинцева и старшего механика Игоря Шумика греческий судовладелец передает российскому профсоюзу моряков. Так предусмотрено контрактом. Заместитель главы союза Юрий Сухоруков каждый день на телефонной связи с представителями владельцев "Норт спирит".
Такес Николетас, представитель греческой компании-судовладельца: "Нам позвонил капитан "Норд спирита" Борис. Связь была очень плохая, и разговор был очень коротким. Но он успел сообщить, что он и другой член команды абсолютно здоровы, условия содержания хорошие, и они находятся в Нигерии. То есть, возможно, похитители – нигерийцы".
Новость о том, что муж жив и находится в Нигерии, Тамара Терсинцева узнала из выпуска новостей. Для нее несколько дней, проведенных в полном неведении, показались вечностью.
Тамара Терсинцева, жена капитана Бориса Терсинцева: "Мы не знали, что с ним, где он там, высказывались разные мнения, никто ничего не знал. Во всяком случае, теперь знаем, где он, и что он живой. Дальше это, я так понимаю, дело тех людей, которые будут этим заниматься: дипломаты, судовладельцы".
Переговоры с пиратами продолжались больше 1,5 месяцев. И вот накануне моряков освободили. Пока известно, что они в Нигерии и в ближайшее время после медицинского осмотра отправятся домой. О нигериском следе эксперты говорили с самого начала. Ведь о камерунских пиратах до последнего времени вообще никто не слышал. Береговая охрана все больше борется с бандитами, нападающими на рыбаков.
Рыбная ловля для многих жителей Дуалы - единственных способ заработать на жизнь. Но выходить в море в последнее время становится опасно - пираты из соседней Нигерии далеко не всегда охотятся за большими кораблями.
Форти Томас Тико, рыбак: "Если увидишь их - нужно куда-то прятаться. А куда спрячешься в море? Я же не могу с ними воевать. Они просто убьют меня, и выбросят за борт".
Диплом одесской мореходки капитан Паюс Алексус Томдью хранит, как реликвию. Он стоял на мостике разных кораблей - и сухогрузов и танкеров. Сейчас работает лоцманом в порту Дуалы. Говорит, местные воды всегда считались безопасными, чего не скажешь о побережье Нигерии. И если маршрут проходит там - капитану нужно быть предельно осторожным.
Паюс Алексус Томдью, лоцман порта Дуала: "Даже иногда советуют на якорной стоянке стоять не меньше 40-50 миль от берега. Или даже пусть дрейфуют и не стоят на якоре, пока не зайдут в порт".
Впрочем, в случае с "Норт спирит" стоянка на дальнем рейде оказалась наоборот на руку пиратам. Почетный консул России в Камеруне Жан Мари Чуйссанг, одним из первых узнавший о захвате судна с российскими моряками, говорит: береговая охрана, несмотря на сообщения экипажа, вряд ли могла что-то сделать. Сухогруз был слишком далеко от берега.
Жан Мари Чуйссанг, почетный консул России в Камеруне: "Они обычно стоят в 24 километрах от берега, но из-за угрозы землетрясения их отправили в середину моря, километров 70 от побережья. А военные с теми лодками, которые у них есть, просто не в состоянии туда успеть вовремя".
В минувшую субботу у берегов Нигерии пираты напали сразу на два торговых корабля - в заложниках оказались 12 человек. Правда, уже на следующий день их удалось освободить.
Гвинейский залив в последние годы становится все опаснее. И хотя конкурировать с Аденским пока не может, морские профсоюзы уже давно требуют признать его зоной риска. Зарплата экипажей, проходящих в таких местах, увеличивается вдвое. Впрочем, самим морякам зачастую не так важны деньги. Старший помощник капитана рефрижератора "Арго", на собственном опыте узнавший, что такое захват судна, согласился бы хоть на какие-то гарантии безопасности. Пока, правда, работодатель предлагает бороться с пиратами с помощью пожарных гидрантов.
Арвидас Мартинкус, старший помощник капитана "Арго": "Морякам никогда не дадут оружие, хотя бы охрану давали. Охрану можно, но это деньги. А любой судовладелец и любой фрахтователь не заинтересован дополнительно платить".
Каким бы ни был риск, они все равно выйдут в море - такая работа. И если в Аденском заливе караваны торговых кораблей сопровождают военные, то у берегов Центральной Африки пока приходится рассчитывать на собственные силы.