В Киргизии прошел референдум по проекту новой Конституции страны
По новому проекту киргизской Конституции предполагается введение парламентской формы правления с 2012 года, а до этого срока страной должно управлять временное правительство. По официальным данным, в голосовании приняло участие более 60% избирателей, и уже до подведения официальных итогов глава Временного правительства Киргизии Роза Отунбаева уже объявила о принятии новой Конституции и легитимизации новых властей. Нынешний референдум проходит на фоне неразрешенных межнациональных проблем на юге республики. Такого электората вражескому избиркому не пожелаешь. Расколотых по национальному признаку, разделенных горами, блокпостами и даже государственной границей киргизских избирателей пытаются покрасить одним аэрозолем. Бесцветная метка для тысяч бежавших от погромов единственный документ дающий право голосовать.
Фон референдума: полмиллиона избирателей на границе с Узбекистаном. Столько же на заработках в России. Плюс у Киргизии как минимум до завтра нет ни легитимного правительства, ни действующей конституции, ни избирательного законодательства. Только декреты. Ими временно управляющие страной уже отменили необходимость документального подтверждения права на голос.
Эта корректировка выборного права всех киргизов на время сделала лицами без определенного места жительства. Такими же кочевниками, как тысячи их сограждан, все еще живущих в горах натуральным хозяйством. Здесь все как у предков: мобильная юрта, табуны лошадей, стада баранов. Только спутниковая тарелка позволяет им знать, какую историю творят их сограждане в сотнях километров отсюда. Кочует и Роза Отунбаева.
Роза Отунбаева: "Референдум должен ввести нас в правовое поле, положительные результаты этого референдума. Народ сегодня голосует за стабильность в Кыргызстане, за то, чтобы была законная власть в Кыргызстане".
Голосовать решила не по месту прописки в Бишкеке. Отправилась на юг. Чтобы напомнить — она родом из Оша. Чтобы продемонстрировать — она не боится. Чтобы вести перепуганных избирателей на референдум своим авторитетом. Но есть ли он у нее?
Андрей Грозин, зав. отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ: "Клановый фактор, родовой, можно даже сказать феодальный во многом сейчас является. Ну, наверное, доминирующим в киргизской политике, в силу отсутствия включенности в эту клановую систему, у Розы Отунбаевой нет серьезной политической базы. Нет серьезной финансовой, административной базы".
Но именно она будет президентом, если на референдуме скажут "да". Киргизия получит парламентскую систему управления. Отунбаева – президентское кресло до 2012 года.
Без выборов и альтернативы. И все шишки за уже совершенные и будущие ошибки. И тогда придет новый спаситель. Может быть, им станет Омурбек Текибаев. О президентском кресле мечтал еще в 2000-м, проиграв на выборах лишь самому Аскару Акаеву. Ныне номинально второй человек во временном правительстве.
Другой Омурбек. Еще неделю назад был в обойме временных властей: успокаивал Ош, будучи главой УВД области. Сейчас оппозиционер, считающий проведение референдума опасной игрой, которая приведет к новому конфликту на юге. Точно с оружием. Он-то знает, сколько не успел конфисковать.
Власть пугает Киргизию безвластием и беспорядками, если сорвется референдум. Оппозиция тем же самым, если он состоится. В итоге перепуганная страна теряет и управляемость и деньги.
Иссык-Куль – киргизская жемчужина, в разгар сезона, как сотню лет, назад омывает пустынные берега.
Казахи, русские и немцы отказываются от брони в пансионатах. Киргизы с юга отдых подешевле тоже игнорируют. Чем будут жить следующий год те, кто зарабатывал только туризмом, здесь боятся и думать.
Властям не до бед Великого озера. Успеть бы разобраться с его имуществом, точнее, собственностью предшественников. Дорогущих пансионатов и земли у Бакиевых здесь на миллионы долларов. Сейчас за них отвечают делегированные временным правительством временные управляющие.
Так много людей в одном месте на Иссык-Куле ныне нигде не встретишь. Пустынны даже парки культурного центра Рух-орда близ президентской резиденции. И только девушка в национальном платье, как и прежде, готова рассказать о легендах и символах этого места, так подходящих современной Киргизии.