Варшавский политический детектив — никто не знает, как завершится интрига с президентскими выборами
В Польше последний день предвыборной агитации. Послезавтра, 20 июня, там досрочные выборы главы государства, которые были назначены после гибели президента Леха Качиньского в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля.
Дым коромыслом над пани Иоанной – польской Агатой Кристи. Хотела написать политический детектив о Польше, но дальше первой страницы не продвинулась.
Иоанна Хмелевская, писательница: "Интрига слабовата. Из 10 кандидатов реальных всего 2. Заинтересованное лицо – народ. Это самые странные выборы в моей жизни, когда одни не могут критиковать конкурентов из сочувствия к трагедии, другие не хотят думать о будущем, живя прошлым".
За возможных действующих лиц романа пани Иоанны агитируют сдержанно. Лидеров молчаливой гонки двое – Бронислав Коморовский, исполняющий обязанности президента, и брат погибшего президента Ярослав Качиньский.
Здесь агитируют в полголоса, а о главном просто не говорят вслух – тот, кто займет президентский дворец, войдет в него вне очереди. Кандидаты, по-разному относящиеся к политике Леха Качинского, до последней минуты гонки держат умеренный стиль – своеобразная дань памяти погибшего коллеги.
Януш Жилинский митингует ежевечерне за безопасность Польши. Один его одноклассник погиб в катастрофе под Смоленском, второй хочет занять его место – Януш сидел за соседними партами с братьями Качиньскими.
Голос одноклассника доносится до окон президентского дворца из отеля напротив. Над предвыборным штабом лозунг, содержание которого зависит от политического вкуса переводчика – или "Польша важнее всего", или "Польша превыше всего".
Ярослав Качиньский, кандидат на пост президента Польши: "Для меня это очень горькая кампания. Мои чувства поймет только тот, кто потерял брата-близнеца. Я – за великую Польшу. Что касается внешней политики, я надеюсь, что наши отношения с Россией нормализуются, и мы будем извлекать из этого пользу. Я уверен, что наши народы захотят понять друг друга, в том числе и политически. Может быть, даже в Москву поеду. А что, большой город, я там никогда не был".
Бронислав Коморовский, кандидат на пост президента Польши: "У Польши были золотые времена. Наша задача – использовать этот потенциал для будущего".
Брониславу Коморовскому, главе Сейма и исполняющему обязанности президента, лозунг кампании пришлось менять на ходу. Если до трагедии под Смоленском оппозиция заявляла: "Хватит Качиньских, нам не нужен брат-2", то теперь нейтральное "Вместе в будущее". С публичными воззваниями к народу почти не выходит – работа на посту исполняющего обязанности не оставляет времени на борьбу за сам пост. За него агитирует штаб.
Славомир Новак, руководитель избирательного штаба Бронислава Коморовского: "Польше нужен президент-герой, честный, опытный, крепкий хозяйственник, а не политикан. Мы за открытую Польшу, без национализма, за крепкие отношения с соседями, в первую очередь с Россией".
Александр Квасьневский уже просчитал все расклады и уверяет, что знает рецепт как выиграть. Но после двух сроков в президентском дворце знает: важнее – что делать с победой.
Александр Квасьневский, в 1995-2005 гг. президент Польши: "Кандидаты все достойные, не вчера в политике. Победит тот, кто понимает: ему достанется Польша в момент кризиса. Нельзя идти по пути национализма. Польше нужна стабильность, нужно улучшение отношений с соседями, а не самоизоляция".
Лех Валенса, в 1990-1995 гг. президент Польши: "Польше хватит революций. Я сделал ее независимой, Квасьневский продолжил то, что начал я – страна вошла в Евросоюз. Польше нужно, чтобы сохранили сделанное. Нельзя говорить – Польша превыше всего. Превыше всего – польский народ".
Президент на пенсии, Нобелевский лауреат Лех Валенса ушел в виртуальный мир, откуда появляется с напоминанием – я уволил братьев Качиньских из своей канцелярии, а так - голосуйте, за кого хотите. Его вечный соратник и оппонент режиссер Анджей Вайда поправляет: Польша скорбит о погибших, но ей нужно жить дальше.
Анджей Вайда, кинорежиссер: "Я поддерживал Валенсу, я был рядом с Квасьневским. На этих выборах главное, чтобы люди пришли и проголосовали, сами выбрали свое будущее, и не говорили, что кто-то решил за них".
Пани Иоанна не будет писать детектив о выборах. Для нее все слишком просто, чтобы строить теорию заговора. И слишком серьезно, чтобы навязывать придуманные идеи главному действующему лицу – Польше.