Социальные службы Финляндии без ведома матери, бывшей гражданки России, передали ребенка отцу
В Финляндии вновь скандал вокруг социальных служб. В этот раз они передали ребенка отцу, с которым мать девочки уже давно разведена. История эта не типична для многих стран - сначала девочка некоторое время жила в интернате, куда ее поселили после жалобы на мать. После она должна была вернуться домой, однако социальные службы сочли, что место ребенка теперь у отца. Он, кстати, большую часть времени проводит в Санкт-Петербурге.
9-летнюю Юлю забрали в приют, потому что она пожаловалась социальным работникам, что мама не разрешает ей начинать обед с конфеты и заставляет мыть руки. Те расценили это, как насилие.
Валентина Путконен, мать Юли: "На допросах социальных работников она уже сама говорила, что сама спровоцировала маму, это я виновата, мама не била, мама хотела только накормить меня".
Разбирательство - был ли это каприз девочки, или мама неправильно ее воспитывает - затянулось на четыре месяца. За это время Юля трижды из приюта сбегала - тосковала по дому. Ее ловили, возвращали. А Валентине напоминали, что по финским законам, если она будет укрывать дочь, ее могут оштрафовать. Накануне казалось, что всем этим переживаниям наступил конец: разбирательство закончилось, и девочку отпускали. Но ни в субботу, ни в воскресенье Валентина дочери так и не дождалась. Телефоны приюта и Юли молчали. И только сегодня удалось дозвониться до отца девочки.
Йоуни Путконен, отец Юли: "Да, я Юлю забрал в субботу. Она в безопасности, чувствует себя прекрасно, все отлично. Это семейное дело, мы его публично обсуждать не хотим".
Йоуни и Валентина уже пять лет в разводе. По решению суда, двое старших сыновей остались жить у отца, а младшая Юля - у матери. Но папа с таким вердиктом не смирился, и все пять лет судится за дочь. Общаться с бывшей женой он не желает. Социальные работники почему-то тоже не сообщили Валентине о своем решении отдать девочку не ей, а отцу.
Валентина Путконен, мать Юли: "Т.е. они распоряжаются судьбой ребенка. Да, да! У них дети, будем грубо говорить, как имущество государства. Прямой перевод - osuuos - это "часть", дети - часть государства. Вот так скажем, когда государство владеет лесами, полями, озерами, да, дети тоже относятся к имуществу. Недвижимость".
Этот затянувшийся бракоразводный процесс мог бы оставаться сугубо финским: и муж Валентины, и их дети - граждане Финляндии. Да и сама женщина, хоть и приехала 20 лет назад из Петербурга, российского паспорта не имеет. Однако за последние два года скандальных историй с русскими в Финляндии стало почему-то заметно больше. Пережившие подобные неприятности женщины откровенно говорят о финской русофобии.
Главная финская газета – "Helsinki Sanomat" - чуть ли не каждый день публикует целые развороты о судьбе Риммы Салонен, Инги Рантала, Марии Линд.
Реетта Мериляйнен, второй главный редактор газеты "Helsinki Sanomat": "Финляндия была довольно долго изолированной страной, т.е. здесь было мало иммигрантов. Конечно, сейчас, когда этот процесс прошел, есть те, кто боится русских, но они скорее боятся всех - и вьетнамцев, и африканцев, любую национальность. И все-таки, я считаю, большинство относятся к русским и другим людям нормально".
Действительно, в начале 90-х во всей Финляндии не было и 20 000 иммигрантов. Сейчас эта цифра выросла до 200 000. Только в Хельсинки уже 10% горожан - выходцы из других стран. При этом русских едва ли наберется пара процентов. Так что о русофобии, уверяют журналисты, говорить не приходится. Политик со стажем, депутат Парламента - Киммо Кильюнен - считает, что финнам надо учиться воспринимать чужую культуру. Ведь порой естественные, но с точки зрения финской традиции, слишком эмоциональные реакции русских матерей, у которых забрали в приют детей, воспринимается, как агрессивность, неадекватное поведение. Но и русским, приехавшим жить в Финляндию, надо перестать видеть во всем русофобию.
Киммо Кильюнен, депутат Парламента Республики Финляндия от партии социал-демократов: "Никто не хочет эту ситуацию. Даже президент, даже премьер-министр, даже сама полиция, она скажет, что это нехорошо, нечеловечно. Но закон, они скажут. Потому у нас есть предложение изменить закон, сделать его немного более гибким, более человечным".
А пока русским в Финляндии и политики, и журналисты, и социологи дают один единственный совет - учить язык, чтить законы. Так что Валентине Путконен придется пережить еще не одно судебное разбирательство, чтобы вернуть свою дочь.