Польша распечатала «черные ящики» борта № 1
Расшифровка "черных ящиков" разбившегося 10 апреля под Смоленском самолета президента Польши опубликована в Варшаве. Там решились на то, чего, следуя принятым во всем мире правилам, не стали делать эксперты Межгосударственного авиационного комитета, накануне передавшие польской стороне копии информации с бортовых самописцев.
Никаких секретов: все открыто и доступно. Стенограмму записи "черных ящиков" разбившегося под Смоленском "Ту-154" теперь может прочитать каждый в Интернете. А телевидение Польши в прямом эфире показывает страницы, на которых каждая секунда последних 38 минут общения в кабине пилотов "борта номер один". Решение обнародовать эти данные приняли на Совете национальной безопасности Польши единогласно.
Бронислав Комаровский, спикер Сейма Польши: "По-моему, вполне нормально, что первыми доступ к подобным сведениям получают специалисты и политики, и только потом эти данные публикуют".
Записи "черных ящиков" "Ту-154" российская сторона передала польским коллегам накануне. Для расшифровки информации, на магнитной пленке использовали спецоборудование с уникальным программным обеспечением. Иначе понять, о чем говорили в кабине пилотов, было бы невозможно: сами ящики из-за аварии сильно повреждены. Тем не менее и сейчас в стенограмме есть места которые так и не удалось разобрать. Большая часть общения - техническая и понятна только специалистам. Но в целом запись дает представление как все происходило.
Еще за полчаса до аварии в кабине пилотов звучит странная фраза:
Второй пилот: "Нет, ну, земля видна, может, не будет ничего страшного".
Полет продолжается. О сложных метеоусловиях на аэродроме под Смоленском членам экипажа в 10 часов 14 минут сообщает диспетчер из Минска.
Диспетчер (на английском языке): "Для информации, на 6 часов 11 минут в Смоленске видимость 400 метров, туман".
Капитан воздушного судна: "Плохо, появился туман. Неизвестно, сядем ли мы".
За 17 минут до катастрофы на связь выходит пилот другого польского самолета, который уже приземлился в смоленском аэропорту.
Пилот "Як-40": "Ты знаешь, в общих чертах здесь "полный каюк". Видно метров 400 приблизительно, и по нашему вкусу высота нижней кромки облаков меньше 50 метров значительно".
Эту информацию капитан сообщает кому-то из пассажиров, кто, по всей видимости, находится в кабине пилотов. Скорее всего, это директор дипломатического протокола Мариуш Казана.
Капитан воздушного судна: "Господин директор, появился туман. В данный момент в тех условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть. Попробуем подойти. Сделаем один заход, скорее всего, ничего из этого не получится".
Через 4 минуты слышен голос самого Мариуша Казана.
Мариуш Казана, директор дипломатического протокола президента Польши: "Пока нет решения президента, что дальше делать".
Несмотря на то, что информации об улучшении видимости нет, самолет продолжает снижаться. Высоту лайнера контролирует диспетчер в аэропорту под Смоленском.
Диспетчер (на английском языке): "500 метров, на военном аэродроме посадку осуществляли?"
Капитан воздушного судна: "Да, конечно".
"Ту-154" все делает, как и положено: выпускает закрылки, шасси. В этот момент непонятная реплика неизвестного.
Неизвестный: "Он взбесится, если еще... (далее неразборчиво)".
По разговорам в кабине пилотов, кажется, все идет в штатном режиме. Но за минуту до катастрофы срабатывает система раннего предупреждения о приближении к земле "земля близко", а потом следует команда "на себя". И так несколько раз. Но пилоты словно ее не замечают. Затем шум от столкновения с деревом, крики и запись прерывается...
"Земля близко!"
"На себя! На себя! На себя!"
Диспетчер: "Горизонт 101".
Эта стенограмма должна помочь специалистам ответить на вопрос, что же стало причиной трагедии. Расследование не закончено. В обстоятельствах гибели президента Качиньского и еще 95 человек продолжают разбираться следователи Польши и России.