Польше переданы копии пленок с разбившегося президентского самолета
Жертвами той катастрофы стали 96 человек, в том числе и президент Польши Лех Качиньский. Копирование информации прошло в Межгосударственном авиационном комитете в присутствии главных военных прокуроров двух стран и журналистов.
Два оранжевых аварийных самописца - их обычно и называют черными ящиками - на месте крушения нашли почти сразу и привезли в лабораторию для расшифровки уже через день после трагедии. Бортовой эксплуатационный накопитель - это прибор черного цвета - обнаружили позднее. У всех накопителей измятые корпуса со следами земли. Но, несмотря на это, приборы сохранили главное - записи разговоров между членами экипажа и данные о параметрах полета.
Небольшой металлический сейф не так давно опечатали вместе эксперты из России и Польши. Его открывают тоже в присутствии представителей обеих стран. Внутри бумажного свертка - материалы, которые полтора месяца изучали специалисты, расследующие причины катастрофы. Оранжевая катушка с пленкой - это лента параметрического накопителя, на второй ленте - запись разговоров в кабине польского Ту-154.
Это будет точная копия той информации, которую бортовые самописцы зафиксировали перед крушением самолета. Для Польши очень важно получить свой экземпляр и Россия идет навстречу.
Передача материалов, имеющих отношение к аварии, до окончания расследования - случай, беспрецедентный в мировой авиационной практике. Но в этой ситуации Россия делает исключение. Крушение президентского самолета - случай, требующий особого подхода - признал на встрече с главой польской следственной комиссии вице-премьер Сергей Иванов. Сегодня Россия передает Польше не только записи черных ящиков, но и расшифровку переговоров между членами экипажа.
Сергей Иванов, заместитель председателя Правительства РФ: "К этой информации польские эксперты были давно допущены, и господин Клих слушал всю пленку, то есть многим полякам, в общем-то, известно содержание этих записей. Сегодняшний акт подписания меморандума - это, в некотором смысле, формальный шаг, передающий официально копии. И я не исключаю, что в будущем, конечно, только по завершении всего расследования, судебных решений, если они последуют, возможна передача аутентичных записей".
Ежи Миллер, министр внутренних дел Польши: "Эта трагедия является предметом публичных дискуссий и польское общество заинтересовано в том, чтобы как можно быстрее выяснить все обстоятельства данной катастрофы. Поэтому я вас хочу поблагодарить за нестандартный подход к этому делу и за готовность передачи документов, касающихся этого дела".
Расшифровка бортовых самописцев уже позволила установить, что двигатели и навигационная аппаратура разбившегося лайнера работали исправно вплоть до столкновения с землей. И так же установлено, что в кабине Ту-154 находились двое посторонних. Один из них - глава ВВС Польши. Определить, кому принадлежит второй голос, следователи пока не смогли. Но и представители польской стороны уже признали, что причиной аварии стала ошибка экипажа. И все же, хотя Польша и доверяет выводам российской комиссии, там проводят и собственное расследование катастрофы.
Ежи Миллер, министр внутренних дел Польши: "Согласно польскому законодательству, мы были обязаны создать такую же польскую комиссию. И наша польская комиссия - это некое дополнение к российской. Она вовлечена в те факторы, которые носят чисто польский характер. Но чтобы вести следственные действия, она должна иметь доступ ко всем документам, имеющим отношение к этой катастрофе".
Один из вопросов, который сейчас интересует польскую комиссию, - почему вообще пилоты приняли решение о посадке в сложных метеоусловиях и кто мог на них повлиять? Получить ответы на эти вопросы и должны помочь переданные сегодня материалы.