Условные победители выборов в британский парламент — консерваторы
Объявлены окончательные итоги парламентских выборов в Великобритании. Победу одержали консерваторы, но не достаточно убедительную, чтобы самостоятельно формировать правительство.
Британия сказала своё слово, но каждая из партий поняла его по-своему. У консерваторов в палате общин чисто арифметическое большинство - хоть сейчас готовы идти во власть. Но, безусловно, проигравшие лейбористы не готовы уступать им место.
Между Брауном и Кэмероном развернулся заочный спор: кому из них Королева и Конституция дают безусловное право стать новым премьером? Избирательный закон однозначного ответа не даёт.
По большому счёту Британия осталась при своём. Избиратель подтвердил, что основными игроками островной политики остаются лейбористы и консерваторы. Либеральные демократы, от которых так много ожидали, вернулись на своё привычное третье место, но при этом стали партией, от которой теперь очень многое зависит.
Их лидер - Ник Клегг - впервые получил возможность вести политический торг с большими конкурентами. После бессонной ночи это лучше душа освежает.
Ник Клегг, лидер либерально-демократической партии: "Сейчас, похоже, именно консервативная партия получила наибольшую поддержку людей. И в этой связи, я считаю уместным начать консультации именно с этой партией".
В штаб-квартире лейбористов и на Даунинг-стрит над словами Клегга размышляли около трёх часов. Ответил главе либеральных демократов сам Гордон Браун.
Гордон Браун, премьер-министр Великобритании: "Господа Кэмерон и Клегг должны без спешки обсудить ситуацию. Я тоже открыт к диалогу. Если же их переговоры не увенчаются успехом, то мы готовы встретиться с господином Клеггом и обсудить точки соприкосновения между двумя нашими партиями".
Исторически, но, что важнее, идеологически лейбористы близки либералам. Но идеальному политическому браку мешает одно - с нынешним премьером у Клегга многолетняя вражда. Зная это, лидер консерваторов готов сделать Клегу предложение, от которого трудно отказаться.
Дэвид Кэмерон, лидер консервативной партии: "Мне бы хотелось, чтобы у нас было подавляющее большинство голосов и возможность самим строить правительство. Но жизнь распорядилась по-иному. В интересах нации мы должны формировать кабинет. Я благодарен Клеггу за приглашение к диалогу".
Создание правящей коалиции - штатная ситуация для континентальной Европы, для британских политиков - вещь волнительная. "Подвешенный" парламент, где ни одна из партий не имеет подавляющего большинства, в последний раз выбрали в начале 70-х. Соединённое Королевство пережило его безболезненно.
Иен Блегг, профессор Лондонской школы экономики: "Не думаю, что "подвешенный" парламент - это повод для беспокойства, или для разговоров о резкой смене экономического или политического курса. Скажем, во внешней политике депутаты учитывают не партийные, а национальные интересы".
Каким бы ни был новый кабинет, вряд ли он будет окружен народной любовью. Чтобы привести в порядок госфинансы, министрам придётся резать по живому. Избиратель, избалованный лейбористами, может этого не простить.