Летно-исследовательский институт имени Громова отмечает 75-летие
В его стенах готовили первый отряд советских космонавтов. Со дня основания и по сей день учебное заведение остаётся уникальным в стране. Это — единственная в России школа лётчиков-испытателей, И, действительно, есть, чем гордиться.
В данном случае хвост — не главное. Не влезает в ангар — можно оставить и на улице. Этот Ил-76 не просто самолет: лаборатория, в каких здесь испытывают то, благодаря чему человек умеет летать. Впрочем, про эти испытания мы вряд ли узнаем больше.
"Данная летающая лаборатория создана на базе серийного самолета Миг-29. Предназначена она для испытания боевых комплексов. Каких боевых комплексов — я вам сказать не могу. Это военная тайна", - говорит инженер Иван Хонякин.
Сегодня здесь куда не надо не пролетит и муха. А когда-то на лётном поле был в буквальном смысле проходной двор.
"Маленькая будочка, стояла дама, которая проверяла пропуска. От этой будочки вправо и влево метров 50 был штакетник - всё ограждение", - вспоминает главный научный сотрудник ЛИИ им. Громова "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова Арсений Миронов.
Бывшему директору и действующему сотруднику ЛИИ Арсению Дмитриевичу Миронову 99 лет. В институте он с момента основания. Был летчиком, штурманом, инженером, участвовал в расследованиях авиакатастроф, в том числе той, что привела к гибели Юрия Гагарина. Космонавт номер один для ЛИИ тоже не чужой.
Началось всё с того, что аэродром на Ходынке перестал справляться с нагрузками. И под Москвой, у платформы "Отдых" стали строить новое лётное поле для испытаний. Потом оно обрастёт домами и улицами, которые станут городом Жуковским. А в марте 41-го на базе аэродрома создадут ЛИИ под началом легендарного лётчика Михаила Громова.
С этого момента здесь стали не просто, как говорят авиаторы, "облётывать" машины, но и заниматься наукой. Изучать аэродинамику, термодинамику, устойчивость, управляемость. Тестировать двигатели, кресла, противообледенительные системы.
Кадры готовят сами. Школа лётчиков-испытателей при ЛИИ — единственное подобное учебное заведение в стране.
Вот как было раньше. На тренажере моделировались разные нештатные ситуации. Если пилот чувствовал себя чересчур комфортно, можно было устроить ему, например, потерю топлива или отказ пары систем — пусть выкручивается. Ну, а за тем, как он выкручивается, следило специальное устройство. По нынешним временам - ноутбук или планшет. Каждая ячейка этого компьютера отвечала за конкретный параметр полёта.
Теперь у пилота вместо ламповых телевизоров — панорамный обзор, а инструктор усложняет ему жизнь кликами мышки.
"Школа летчиков-испытателей существует почти с первого года существования ЛИИ. И все лётчики-испытатели обязательно проходят через школу летчиков-испытателей", - отмечает начальник Школы летчиков-испытателей при ЛИИ им.Громова Александр Крутов.
Это не обман зрения: один движок действительно больше остальных. И этот "Ил-76" — тоже летающая лаборатория. Двигатель-гигант будут ставить на новый отечественный пассажирский лайнер МС-21. А пока обкатывают, сняли один из штатных двигателей "Ила", усилили крыло и напичкали борт аппаратурой, которая будет измерять около тысячи параметров работы новичка.
"Пока самолет тоже проходит конструкторские доработки, будет выходить на испытания, мы уже опережающими темпами готовим двигатель к постановке на МС-21 и дальнейшим испытаниям на этом самолете", - рассказывает ведущий инженер летающей лаборатории Владимир Попов.
С вышки за "Илом" присматривает диспетчер: вот здесь уже всё как в обычном аэропорту. Разве что самолетов меньше, а взлетная полоса — наоборот самая длинная в Европе и способна принимать любые типы самолетов. Универсальность тут вообще уважают.
"Я и сейчас летаю на всём: и на вертолетах на всех, и на самолетах, и на истребителях, в том числе, и на тяжёлых. Это же моя жизнь!" - говорит летчик-испытатель, герой России Александр Крутов.