Знаковые предметы и явления, у которых наступивший 2016 год — юбилейный: автомобиль
Первый канал продолжает серию репортажей о предметах и явлениях, которые изменили нашу жизнь и в этом году отмечают юбилей. В 2016-м 130 лет исполняется автомобилю. Первый экземпляр, который запатентовал немец Карл Бенц, был трехколёсным и мог ехать со скоростью не более 20 километров в час. Современные машины не только быстрее - опытные образцы уже могут обходиться без водителя.
В горку он не поедет сам даже, если завести. Двигатель мощностью меньше одной лошадиной силы. Это — точная копия автомобиля Карла Бенца, который был запатентован 130 лет назад. Любителям ворчать при виде женщин за рулем стоит знать, что первое длительное путешествие на первом автомобиле совершил не мужчина, а женщина - Берта Бенц. И проблемы в пути супруга пионера автомобилестроения решала самостоятельно.
"Когда засорился топливопровод, она взяла дамскую шпильку и этой шпилькой смогла прочистить его, и поехала дальше", - рассказывает инженер Бенедикт Вайлер.
В 19 век ворвался звук будущего. Особые навыки для вождения этого автомобиля не нужны, управлять им почти так же просто, как и трехколесным велосипедом. В баке всего два литра горючего, и этих двух литров хватает на то, чтобы проехать примерно 16 километров. Ну а дальше надо искать заправку. Тогда, в 1886 году, в качестве заправок были аптеки. Двигатель работает на лигроине, особом бензине. Он продавался как чистящее средство. На таком топливе можно разогнаться почти до 20 километров в час.
После появления первого автомобиля Карла Бенца прогресс было не остановить. Уже в 1911 автомобиль смог разогнаться быстрее 200 километров в час, в 1927 сдалась трехсоткилометровая отметка. Сегодня самый быстрый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания способен нестись со скоростью почти 435 километров в час.
Надежность - то немногое, чем "старички" выгодно отличаются от новых железных "жеребцов". Пожарная машина 1916 года - лучший пример того, что делали автомобили когда-то на века. Двигатель заводится, что называется, с полуоборота. И якобы за сто лет в нем почти ничего не меняли.
"Здесь все очень просто, легко добраться до свечей, до карбюратора. В современных машинах все закрыто, просто так не заглянуть. Таких автомобилей больше нет, ведь сегодня все из пластика", - говорит владелец музея автомобилей Вольфганг Рейхерт.
В этом частном музее в маленьком немецком городке Марксцелл почти вся история автомобилестроения: первые немцы, огромные американцы, скромные французы и яркие итальянцы. Есть и совершенно уникальные экземпляры. Например, агрегат работает на шишках и дровах.
После Второй Мировой войны автомобилестроением занимаются все, кому не лень. Первые попытки сделать машину сверхдешевой. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Деревянный корпус, сверху покрытый листами алюминия. Внутри приборная панель сделана из фанеры. Этот автомобиль немцы называли "бутербродом" за невысокую стоимость. Это Западная Германия, 1949 год.
По сравнению с "Фульдой" любая, даже самая бюджетная, современная машина напичкана поистине космическими технологиями. Что уж говорить о дорогих авто! Техника настолько далеко ушла вперед, что сейчас человечество на пороге создания серийного автомобиля, которым вообще не нужно управлять. Слово "водитель" имеет все шансы получить в словарях пометку "устаревшее".
"Многие автомобили уже сегодня предлагают полуавтономную функцию вождения, систему помощи при смене полосы движения, авторежим в пробке. Например, "Мерседес" или "Вольво" при движении с частыми остановками сами трогаются и тормозят", - говорит журналист Франк Мертенс.
На дорогах мира сегодня более миллиарда автомобилей и большая часть из них все еще с двигателями внутреннего сгорания. Но продажи электромобилей и гибридов растут, а совсем скоро нас ждет новая революция в области персонального транспорта.
Машин с водородным двигателем в Германии пока очень мало, но многие автомобильные заправки уже устанавливают специальные водородные колонки. Пистолет заправочный — он, естественно, особый. Водород поступает в бак под высоким давлением. Ну и, конечно же, главный вопрос — денежный. Насколько выгодно сегодня иметь автомобиль с водородным двигателем? Расход на 100 километров примерно 1 килограмм. А сейчас килограмм водорода стоит 9 с половиной евро. Сегодня столько в Германии стоят примерно 8 литров бензина. Только здесь в качестве выхлопа — обычная вода.
Мог ли об этом даже подумать Карл Бенц? Он-то воду использовал для охлаждения двигателя. Воды нужно было много. Радиатор появится позже. Покатались пять минут — и все, остываем. Когда осознаешь то, какой путь проделало автомобилестроение за эти 130 лет, тоже невольно останавливаешься, чтобы немного остыть.
Современное кино невозможно представить без автомобилей. Они создают имидж главным героям и зачастую запоминаются наравне с ними. Убедиться в этом можно, посмотрев фильмы на сайте Первого канала kino.1tv.ru >>