Скандал вокруг концерна «Фольксваген» — с рынка могут быть отозваны 11 миллионов автомобилей
Грандиозный скандал в автомобильной промышленности. В Америке продолжается расследование в отношении концерна "Фольксваген". Сегодня комментировать ситуацию пришлось канцлеру Германии. Концерн фактически обвиняют в намеренной подделке данных в течение семи лет о показателях вредных выбросов в атмосферу. Чтобы сохранить репутацию, компания может отозвать по всему миру около 11 миллионов машин для проверки программного обеспечения.
Эта ролик - теперь лучшая антиреклама марки "Фольксваген". Слоган "чистый дизель", а именно его использовал в своей рекламной кампании немецкий концерн в США, сегодня воспринимается не иначе, как издевка. Ведь именно из-за манипуляций с выбросом вредных веществ автогиганту сейчас грозит астрономический штраф в 18 миллиардов долларов только в США, а еще и возможно уголовное дело. Теперь не помогает даже публичное посыпание головы пеплом.
"Давайте начистоту: наша компания вела себя нечестно с Агентством охраны окружающей среды и с калифорнийским управлением по качеству воздуха, а также со всеми клиентами. Как говорят на моем родном немецком языке, мы облажались", - отметил исполнительный директор североамериканского подразделения Volkswagen Михаэль Хорн.
А всему виной "неисправное программное обеспечение", так это называют в "Фольквагене", на самом деле, умная электронная система, которая позволяла фальсифицировать результаты проверок во время сертификации автомобилей. Работает она так: если электроника определяет устройство замера выброса вредных веществ, то двигатель начинает работать в экологическом режиме. Когда тесты пройдены, мотор тут же забывает об охране окружающей среды. Какой в этом смысл? По одной из версий, двигатель не душат экологические стандарты, а значит, он не теряет в мощности и порой оказывается более экономичным. Обман американцы раскрыли случайно, изменились алгоритмы тестирования.
Концерн пытается снизить имиджевые потери, регулярно публикует разъяснения: мол, не все так страшно, проблемы лишь с одним двухлитровым турбированным дизелем, но автомобилей с ним в мире оказывается целых 11 миллионов. Это Volkswagen Jetta, Golf, Passat, Audi A3 и A6 и другие.
Чтобы вправить на место электронные мозги машин-обманщиц, только в третьем квартале этого года концерн готов потратить 6,5 миллиардов евро. Что будет дальше? Только хуже. Все это похоже на начало допинг-скандала. Сейчас проверять начнут всех. Агентство по охране окружающей среды США теперь намерено внимательно изучить дизельные автомобили еще двух немецких автогигантов: "Даймлера" и БМВ. И здесь тоже возможны сюрпризы.
"Причина, по которой их поймали в США, заключается в том, что американская система контроля гораздо серьезнее, чем европейская. К сожалению, в Европе автомобили, которые тестируют и которые покупают, это не одно и то же. Услуги компаний, которые проводят тестирования, оплачиваются автопроизводителем", - поясняет аналитик Грег Арчер.
Многие помнят недавний громкий скандал с крупнейшим автомобильным клубом Германии ADAC, который фальсифицировал результаты краш-тестов, данные проверок детских автомобильных кресел. ADAC уличили и в подтасовках во время голосования за лучший автомобиль года. Тогда тоже в прессе всплывал бренд "Фольскваген". Нынешний скандал гораздо большего масштаба, неспроста его в Германии комментируют на самом верху.
"Следует как можно скорее прояснить ситуацию вокруг расследования, которое ведется в США против концерна Volkswagen. В свете тяжелой ситуации, прежде всего, речь идет о необходимости обеспечить полную прозрачность по этому делу", - подчеркнула Ангела Меркель.
Сегодня немецкий министр транспорта создал специальную комиссию для расследования. Ведь это не просто частное дело частной компании. Скандал с "Фольксвагеном" ударит по всей немецкой экономике. Под ударом сам бренд "Сделано в Германии".
"Фольксваген" — крупнейший работодатель и, конечно же, является флагманом немецкой отрасли. Одна из причин, почему Германия остается крупнейшим экспортером - потребители ее продукции уверены в ее качестве. Фиаско "Фольксвагена" ставит под этим вопрос", - отмечает аналитик Майк Инграм.
Полное отсутствие доверия. Вот к чему уже привел скандал. Расследование вполне может выйти на общеевропейский уровень.
"Должны ли мы сейчас инициировать расследование в отношении "Фольксвагена", чтобы выяснить, поставлялись ли на европейский и в частности французский рынок проблемные автомобили?" - спрашивает журналист.
"Я считаю, это просто необходимо. Мы должны сделать это на общеевропейском уровне. Мы на европейском рынке с европейскими правилами. Это те правила, которые были нарушены в США", - отметил министр финансов Франции Мишель Сапен.
Китай, а это ключевой рынок, пока молчит. Только что в поднебесной "Фольксваген" был вынужден отозвать 78 тысяч автомобилей из-за проблем с подушками безопасности. Еще один удар из Пекина ему будет выдержать очень сложно.
Конкуренты "Фольксвагена" тоже не дремлют. Ведь каждое упоминание бренда в прессе в связи со скандалом — вода на их мельницу. Совершенно очевидно, из этой истории они постараются выжать все, что только смогут. Ну, а все мы, возможно, станем свидетелями передела на мировом автомобильном рынке.
Свое расследование проведет и Южная Корея. Большинство автомобилей уже объявлено о проверке 5000 автомобилей.
"Скандал в Фольксвагене может снизить долю импортируемых машин и может подстегнуть местных производителей пересмотреть свою отношение к дизелю", - отмечает аналитик Ко Та Бонг.
А ведь лишь недавно "Фольксваген" боролся с "Тойотой" за звание крупнейшего автопроизводителя планеты. Сейчас для немцев наступило время подсчитывать убытки. Судный день на Франкфуртской бирже. Акции "Фольксвагена" падают в пропасть второй день подряд. 20% они потеряли в понедельник, и почти четверть стоимости сегодня. Потери измеряются уже десятками миллиардов долларов.