За первый день работы авиасалона МАКС-2015 его посетили более 18 тысяч человек
Сейчас МАКС открыт для специалистов, остальных ждут в пятницу - в этот день начнутся показательные выступления. А посмотреть есть на что. 156 зарубежных компаний представили свои экспонаты. Планируется заключить контракты на миллиарды рублей.
На форуме - бизнесмены, журналисты, эксперты. Заявки подали больше полутора сотен компаний из 30 стран. "Boeing","Rolls-Royce", "Bombardier" - мировые гиганты не захотели покидать стратегически важный российский рынок. "Airbus" именно в Россию привез новейший пассажирский лайнер A-350. В этом январе он отправился в первый коммерческий рейс, поднимется он в воздух и над Жуковским. Глава европейского космического агентства Йохан-Дитрих Вернер тоже уверен: в небе нам нужно только сотрудничать.
"Для нас МАКС - это очень важная возможность встретиться с нашими российскими коллегами из Роскомоса, чтобы обсудить планы, которые уже оговорены, и планы на далекое будущее. Так что это очень важно для нас и индустрии в целом, - отметил генеральный директор Европейского космического агентства (ESA) Йоханн-Дитрих Вернер. - Даже в трудные времена необходимо достигать понимания между разными странами и разными идеями. Космос превыше всех земных проблем".
"Количество стран, которые представлены своими делегациями, это десятки стран. Даже наши европейские коллеги, которые находятся в режиме стран, объявивших санкции, присутствуют здесь и показывают свою продукцию. Никогда не поверю, что с российского рынка кто-то добровольно хочет уйти, даже принудительно – и то будут упираться, но держаться за наш рынок", - сказал Дмитрий Рогозин.
Свои образцы, вопреки политике официальных властей, разместили и шесть американских производителей. Так же, в частном порядке, на выставку прибыли делегаты из Великобритании, Дании, других стран Евросоюза. Официально же о совместных проектах заявили представители Германии, Франции - чья иностранная экспозиция на форуме самая крупная.
"Что касается экспортных контрактов, то не большой секрет, что и до введения санкций продукцию авиационно-космической отрасли на экспорт мы в те страны, которые объявили против нас санкции, не поставляли практически. Что касается остальных покупателей, или, проще сказать, остального мира (а остальной мир гораздо больше, чем США, Канада и западная Европа), рынки по-прежнему открыты и интерес очень большой, об этом говорит хотя бы тот факт, что объём военно-технического сотрудничества из года в год растёт", – сказал руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов.
Ниши отказавшихся быстро заполнил Китай, с которым Россия планирует наладить производственную кооперацию. Экспозиция Поднебесной увеличилась в три раза.
"Мы с Россией во многих областях работаем вместе, особенно в космической. Это и пилотируемая космонавтика, и исследование дальнего космоса, в частности - Луны. Мы обсуждаем с российскими коллегами совместное применение спутников, а также работаем в сфере навигационных систем. В этом году на МАКС приехали многие китайские специалисты. Делимся опытом, ищем и новые направления сотрудничества", - сказал президент China Great Wall Industry Corporation Инь Лимин.
Российские же производители представлены как никогда широко. Впервые на авиасалоне выставлен СУ-30СМ - модернизированный истребитель, с лета прошлого года он принят на вооружение морской авиации. Посетители увидели и морской вариант вертолета Ка-52 - "Катран". Несмотря на то, что сегодня авиасалон открыт только для специалистов, бизнеса и прессы, посетили его уже десятки тысяч человек.
"Совместно с Россией мы открыли в Африке Центр технического обслуживания вертолётов, первый в своём роде на континенте. Важно авиасалона МАКС в том, что он укрепляет установившиеся взаимоотношения с российскими коллегами", – отметил гендиректор компании "Denel Aviation" Майкл Кгобе (ЮАР).
Также был представлен прототип первого российского беспилотника на воздушной подушке. Он способен садиться и взлетать с любой площадки.
МАКС-2015 называют выставкой импортозамещения. Одни новинки, представленные российскими компаниями, передовые. Другие много лет пылились на полках. Сегодня как никогда высоки шансы на воплощение этих проектов и запуск их в серийное производство. Чтобы помочь сделать отечественную авиакосмическую индустрию более независимой.
Этих премьер ждали давно. Двигатели для самолетов и вертолетов, полностью разработанные и произведенные в России. Например, установка ПД-14 пермского завода. Универсальная платформа - в будущем двигатели на её основе можно будет устанавливать и на самолёты, и в теплоэлектростанции.
"Это крупнейший двигателестроительный проект в РФ, в котором задействовано несколько десятков крупнейших российских компаний. На этом двигателе технологически, технически, организационно мы практически не зависим от Запада. Мы изначально ставили так задачу. Не думая ни о каких санкциях 10 лет назад, мы понимали, что никогда западные наши коллеги или партнёры не продадут нам ничего современного, только старьё. Поэтому оказалось, что сейчас мы в тренде", - говорит авиаконструктор Александр Иноземцев.
Очень символична в отечественной линейке демонстрация лайнеров "Сухой-Суперджет", который проделал выставочный путь от прототипа к модели, запущенной в серийное производство. Некоторые перспективные разработки уже на следующем МАКСе тоже могут стать реальными. И словно ещё одно напоминание о былом партнёрстве - в Жуковском выставили два "Дугласа Си-47 Дакота", которые совершили исторический перелет из штата Монтана через Аляску и Сибирь. По такому же маршруту в годы Второй Мировой войны перегоняли американскую авиатехнику.
"У нас этот самолёт с 1943 года и он продолжал летать в составе вооружённых сил США, во время Второй Мировой высаживал войска во Франции, затем он вернулся и был во флоте некоторое время, после чего перевозил грузы", – рассказал пилот Глен Мосс (США).
Всего же на МАКСе представят около 200 летательных аппаратов и ожидают 400 тысяч гостей. Авиасалон обещают провести на высоте. Чтобы в очередной раз доказать, что не зря его сравнивают с французским Ле Бурже и британским Фарнбро.
Все желающие смогут посетить салон с 28 августа. До выставочного комплекса можно добраться на машине, со стороны МКАД есть два маршрута: один - по Новорязанскому шоссе, другой - по Егорьевскому. Чтобы проехать, необходимо вместе с билетом приобрести специальный пропуск. Также, начиная с пятницы, можно доехать до аэродрома Быково, расположенного недалеко от кольцевой дороги. Там на время шоу организуют бесплатную парковку и автобусы.
Из Москвы удобно будет добраться и на поезде. Электричка с Казанского вокзала идёт до платформы "Отдых". Далее - автобусы. Еще один рейс - от платформы "42-й километр" - запустят в пятницу.