Франция заплатила России более миллиарда евро за разрыв контракта на поставку «Мистралей»
О том, что лидеры двух государств достигли соглашения по вертолетоносцам, стало известно накануне. По некоторым данным, средства уже перечислили на счета одного из российских банков.
То, что обещало стать крупнейшей сделкой в истории военно-технического сотрудничества России и Франции, завершилось. Для России — возвратом потраченных средств. Для Франции — некоторой потерей лица, существенной потерей денег и колоссальной головной болью: куда теперь девать отходящие ей "Владивосток" и "Севастополь". Контракт на строительство вертолётоносцев типа "Мистраль" с такими названиями был подписан 4 года назад. Москва заплатила аванс. Французы строили, строили, а когда наконец построили, то повели себя как почтальон Печкин: "Посылку я принёс, но не отдам". Помешала политическая конъюнктура: за время строительства Париж усмотрел агрессивность в политике Москвы на украинском направлении и заявил, что в таких условиях корабли передать не может. Полгода договаривались, как с этим быть. И вот договорились.
Состоялся телефонный разговор Владимира Путина с президентом Франции Франсуа Олландом. Президент Российской Федерации и президент Французской Республики приняли совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух десантно-вертолётных кораблей-доков типа "Мистраль", подписанного в июне 2011 года.
Франция, как подчеркнули в Кремле, уже вернула полученные по контракту деньги. А кораблями сможет распоряжаться по своему усмотрению после того, как снимет с них и вернёт российское оборудование. В Москве отмечают традиционно дружественный характер переговоров с Парижем и считают вопрос "Мистралей" полностью урегулированным. Исчерпанным его считают и французские власти. Но не общество и тем более не оппозиция. К Москве вопросов нет, а вот к своим властям есть: деньги — больше миллиарда долларов — были в руках, а теперь их нет. За чей счёт возврат?
Отдуваться перед прессой Париж отрядил министра обороны Жан-Ива Дриана. В радиоинтервью он подтвердил: договоренность о возврате средств есть, нерешенных вопросов не осталось. Москве — деньги, Парижу — корабли. От ответа на настойчивые вопросы, что она будет с ними делать, министр технично ушёл.
Отвечают на вопросы по "Мистралям" французские власти так же неохотно, как от контракта отказывались. Эксперты сходятся во мнении, что Париж просто выбрал меньшее из зол: имиджевые и финансовые потери, а не конфликт с США.
"По большому счету, США сделали всё, чтобы сорвать этот контракт, выкрутить руки Парижу в суверенном праве решать важнейшие военно-политические вопросы", - отметил главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Что же до России, то для нее, считают эксперты, выход из сложившейся ситуации едва ли не лучший из возможных. "Мистрали", которые Франция в любой момент могла отказаться обслуживать, сегодня уже не так и нужны. А деньги лишними не будут никогда.