В России и Америке отмечают 40-летие легендарной миссии «Союз-Аполлон»
15 июля 1975 года ракеты стартовали на Байконуре и мысе Канаверал. Спустя два дня произошла стыковка - в переходном модуле встретились Алексей Леонов и Томас Стафорд. Это стало началом новой эры совместного освоения Вселенной. И сегодня рукопожатие Леонова и Стафорда вновь попало в заголовки новостей. А в Центре управления полётами в честь юбилейной даты организовали специальный сеанс связи.
Генералы Алексей Леонов и Том Стафорд встретились в Москве спустя 40 лет после знаменитой миссии двух космических кораблей: нашего "Союза" и американского "Аполлона". Подготовка к этой экспедиции шла три года — космонавты и астронавты осваивали незнакомую технику, проводили совместные тренировки, учили языки.
"Когда мы будем в космосе, мы будем говорить на трёх языках: на английском, на русском и на Оклахомском", - рассказывает астронавт Том Стафорд.
84-летний астронавт Том Стафорд, один из немногих людей, облетевших вокруг Луны, сохранил не только русский язык, но и особое отношение к нашей стране. Он усыновил двух мальчиков из подмосковного детского дома.
"Сейчас один – Миша - учится на 4-м курсе технологического университета, а другой – Стас - в военной академии Вест-поинт", - рассказывает космонавт Алексей Леонов.
Сегодня в Музее космонавтики они вспоминали, как в этот день, 40 лет назад с двух космодромов на разных континентах стартовали "Союз" и "Аполлон". Но просто так соединить в космосе два корабля, а по сути — две разные технологические системы, было непросто. Начать с того, что в "Союзе" космонавты дышали воздухом, близким по составу к земному, а в "Аполлоне" чистым кислородом да ещё при пониженном давлении. Даже открыть люк из одного корабля в другой было невозможно — системы кондиционирования сошли бы с ума.
"Странно: две страны летают в космос и не могут оказать помощь друг другу в случае аварии. Это было глупо. Мы разработали общую систему на случай аварии для оказания друг другу помощи", - вспоминает Алексей Леонов.
Для стыковки в СССР создали специальный переходной модуль, в котором космонавты акклиматизировались три часа, прежде чем зайти в другой корабль. В это время на Байконуре стояла готовая к старту ракета с точно таким же "Союзом", чтобы в случае опасности эвакуировать космонавтов с орбиты. Но всё прошло хорошо. Астронавты и космонавты встретились и уселись за праздничный стол, на который русские выставили, если так можно сказать про невесомость, несколько бутылок, а точнее космических флаконов водки.
Выпить за здоровье по русской традиции хорошей водки не получилось. Персонал, который готовил миссию, попросту обманул наших космонавтов, опасаясь, что беседа с американцами в космосе выйдет на уровень "ты меня уважаешь". Но это была, пожалуй, единственная накладка в программе полёта. Астронавты и космонавты провели несколько научных экспериментов и заложили технологическую основу многолетнего сотрудничества. И сегодня, работающий на орбите российско-американский экипаж использует некоторые разработки с миссии "Союз-Апполон".
"Это был выдающийся полет и первый шаг. Первый шаг, он, конечно, самый трудный. Он и заложил основу нашего успешного пребывания и нашей успешной работы здесь, на МКС. Это прекрасный пример того, как можно и нужно сотрудничать на благо всей Земли, всех людей. Потому что космические технологии идут, в первую очередь, на Землю во всех областях", - отмечает космонавт-испытатель Роскосмоса, бортинженер МКС Михаил Корниенко.
Этот сеанс связи с МКС прошёл накануне юбилея миссии "Союз-Апполон". В центре управления полётами корреспонденты Первого канала и СНН, на МКС - российско-американский экипаж.
"У нас разные национальности, разные культуры, и мы даже работаем в разных частях станции. Но в космосе это неважно, ведь тут мы как единый организм. Доверяем друг другу всё, даже свои жизни", - отмечает астронавт НАСА, командир 45 экспедиции МКС Скотт Келли.
К астронавту Скотту Келли у учёных особый интерес. На Земле остался его брат-близнец Марк. Медики хотят выяснить, где быстрее стареет организм.
"Мы получим довольно большую дозу радиации, и это определённо скажется на здоровье. Также нужно исследовать, как повлияет такая длительная невесомость на организм, ведь мышцы атрофируются. А с братом мы периодически связываемся, но пока каких-то отличий я не заметил", - говорит астронавт НАСА, командир 45-й экспедиции МКС Скотт Келли.
Экипаж МКС передал приветствие Тому Стаффорду и Алексею Леонову с 40-летием проекта "Союз - Аполлон". Поздравление из космоса очень символично. Особенно если вспомнить, как совсем недавно один за другим потерпели аварию несколько грузовых кораблей, и обитатели МКС делились друг с другом самым необходимым. В космосе они никакие не соперники — у них, как и 40 лет назад, общая программа полёта, общая станция, они в одном корабле, а точнее в одной лодке.