Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
19 мая 2015, 21:44

Хакер утверждает, что он перехватил управление пассажирским лайнером

Скандал в Америке: задержан хакер, который якобы перехватил штурвал самолёта, находясь на борту в качестве пассажира. Утверждается, что он подключился с помощью ноутбука к системе управления лайнером и заставил его набрать высоту. И этот случай не единственный. В Америке опубликован доклад, который, возможно, заставит поменять все правила безопасности на авиатранспорте.

Аэропорты закрыть, самолеты загнать в ангары, полеты прекратить - в сложившейся ситуации одно из немногих решений. Шуму наделал доклад Счетной палаты США. В нем говориться буквально следующее. Злоумышленник, оснащённый одним только ноутбуком, может перехватить пилотирование самолётом, управлять системами предупреждения и навигационным оборудованием. Специалисты считают, что это возможно.

"Эти системы изначально сконструированы без учета требований безопасности. Проходит информация от двигателя, от шасси, от закрылок. Все это стекается на компьютеры пилота и одновременно оказывается доступен всем другим посетителям самолета", - говорит главный антивирусный эксперт лаборатории Касперского Александр Гостев.

Гражданская авиация уходит от традиционных радарных систем. Их сменят цифровые. И как не парадоксально, но чем современнее технологии, чем сильнее компьютеризирован процесс, тем проще злоумышленникам поставить под удар жизни пассажиров. Современные самолеты все больше связаны с Интернетом, что может привести к несанкционированному удаленному доступу. Хакеры уже могут влезть в мозг воздушного судна с помощью обыкновенного смартфона.

Специалист по компьютерной безопасности Хьюго Тесо утверждает, что смог на виртуальной модели полностью захватить бортовой компьютер, изменить курс полета воздушного судна, температуру на борту и включить бортовые огни.

На каждом самолете — десятки километров кабелей. По ним от головного компьютера электрические сигналы подаются ко всем узлам и агрегатам. Отключи мозг - и эти провода превратятся в обыкновенные веревки. Чуть больше года назад борт, следовавший по маршруту Куала-Лумпур — Пекин, исчез при непонятных обстоятельствах. Самолет пропал с радаров через час после взлёта. На борту были внезапно выключены все системы связи. Возможно, очень мощный удар молнии, взрыв на борту, а может быть, и хакерская атака.

"Самое сложное в таких ситуациях заключается в том, чтобы пилоты вовремя поняли, что происходит что-то неладное, отключили автопилот и начали управлять самолетам в ручном режиме, чтобы не произошло какой-то трагедии", - отмечает эксперт по кибербезопасности Юрий Гольцев.

Летящий самолет 1-2 раза в секунду посылает на землю и другим бортам примитивный радиосигнал, персональные данные и координаты. Радиоканал не защищен - информацию может принять кто угодно. И нет никакой гарантии, что ее нельзя подменить.

"Радиолюбители невысоко класса могут посылать сигналы, иммитирующие полет самолета. Невозможно отличить истинный сигнал от ложного. Таким образом, в воздухе получается якобы большое количество самолетов - истиных и ложных, и уворачиваясь от ложного, можно попасть под истиный", - говорит начальник подразделения НИИ авиационных систем Эдуард Фальков.

Что бы не сделал киберпреступник, находящийся на борту, ему противостоит тот самый человеческом фактор, пилот, который в нештатной ситуации примет решение, не советуясь с электроникой.

"Выйти на другой уровень управления самолетом. Не от компьютера - это высший уровень, не от автопилота - это второй уровень, а просто взять в руки штурвал и управлять самолетом. Есть самолет, есть пилот, есть работающие двигатели - этого вполне достаточно, чтобы самолет летел", - говорит заслуженный пилот России Виктор Сажений.

Возможность нештатной ситуации все равно остается. И пока не произошло революции в средствах защиты авиационных компьютерных систем, правила безопасности для пассажиров могут измениться с учетом новых угроз. Вполне возможно, что ноутбук и средства связи пассажиру придется сдавать в багаж. В них, как выясняется, больше опасности для полета, чем в бутылке воды и маникюрных ножницах.

Читайте также: