120 лет ни дня без кадра — всё самое интересное из прошлого и настоящего кино- и видеокамер
Первый канал продолжает серию репортажей о вещах, которые изменили нашу жизнь, и которые в этом году отмечают юбилей. 120 лет назад была запатентована камера, на которую сняли знаменитый фильм "Прибытие поезда". Время показало, что в последователях у братьев Люмьер - значительная часть мира.
Камера. Мотор. Каждый день в Интернет выкладывается больше 100 000 часов видео. Самые популярные — ролики до 5 минут. О наших семьях, путешествиях, о чём-то смешном или захватывающем. В общем, оказывается все, как и 120 лет назад.
Дочка ловит рыбок — продолжительность 42 секунды. Дети купаются — 44 секунды. Хроники семейства Люмьер навсегда изменили мир. Это первые фильмы на первых в истории киносеансах.
"Воспринимали как своеобразное чудо. Кинематограф выразил желание, стремление человека запечатлеть прелесть, мощь, красоту движения", - говорит киновед Армен Медведев.
Дерево, латунь, несколько шестерёнок, глазок-объектив — аппарат "синематограф" братьев Люмьер казался техникой из будущего. Каждую секунду он делал примерно 16 фотографий. При быстром просмотре изображений друг за другом и создаётся иллюзия движения.
"Плёнка должна двигаться скачками. Принцип этого грейфера был позаимствован в какой-то степени в ткацких станках Жаккарда, - рассказывает старший научный сотрудник Политехнического музея Татьяна Платонова. – Как мы с вами двигаем плёнку в кадре, так и швейная машинка по стежку двигает ткань".
К 30-м годам камеры не узнать. Металлический корпус, сменная оптика. В кино появляется звук и цвет. В 60-х космонавт Герман Титов делает первую киносъёмку из космоса уже отечественной камерой "Конвас-автомат". А кинолюбителям всего мира становятся доступны плёночные камеры, помещающиеся в ладонь.
Спустя 30 лет после кинематографа появляется телевидение. И ставит задачу - передавать изображение на сотни километров моментально. Плёнка, которую ещё и проявлять нужно, и перевозить, не подходит. Поэтому внутри телевизионных камер вместо плёнки были передающие электронно-лучевые трубки. Изображение они преобразовывали уже в электросигнал и сразу же выдавали в эфир. А из-за сложной конструкции некоторые весили по полтонны. Кстати, сюжет, который вы сейчас смотрите, ведь тоже снят на телевизионную камеру.
"Сейчас камеры весят килограммов 12. Да и трубок лучевых больше нет, снимаем мы на флешки", - говорит оператор Первого канала Дмитрий Волков.
Плёнку и передающие трубки вытеснили микросхемы — "флешки" и светочувствительные матрицы. Цифровая видеокамера может быть размером хоть со спичечный коробок или ещё меньше. Сегодня доступны самые невероятные ракурсы. Ролики с видом, словно прямо из глаз оператора, снимаются на так называемые экшн-камер. С помощью хитрых липучек и застёжек они устанавливаются на голову, на грудь, куда угодно. Мотоциклист Павел Антонов говорит, хотел бы показать братьям Люмьер парочку своих видео.
Последний писк видеомоды - камеры с пропеллерами. Автопилот, GPS, система стабилизации, дальность полёта на десятки километров — можно сказать, современные операторы начинают снимать с помощью роботов.
Установка для 3D-съёмки. Такими камерами снимаются все последние блокбастеры. Трёхмерным изображение получается, потому что его записывают сразу на две камеры.
"У вас два глаза, находящиеся на определённом расстоянии друг от друга, получают два изображения под немножечко разным углом. У нас одна камера работает как левый глаз, вторая камера - как правый глаз", - рассказывает специалист по 3D-технологиям кинотелевизионного комплекса "ГЛАВКИНО" Дмитрий Широков.
Телефон, планшет, зеркалка, видеорегистратор в машине, веб-камера в ноутбуке. Возможность запечатлеть буквально каждую секунду дали нам сотни открытий людей разного времени. Но, говорят, именно братья Люмьер, свои первым массовым киносеансом 120 лет назад дали понять человечеству, что нужно не только сохранять живые, дорогие сердцу кадры, но и делиться ими с другими.