130 лет назад начался выпуск велосипедов, похожих на современные модели
В новогодние праздники Первый канал по традиции показывает репортажи об изменивших нашу жизнь предметах и явлениях, для которых наступивший год - юбилейный.
130 лет назад начался выпуск велосипедов, похожих на те, что используются в наши дни. Когда-то - роскошь, а сейчас - пожалуй, самое популярное средство передвижения в мире.
Туда, где автомобиль не проедет, она всегда доберется вовремя. На плечах хрупкого фельдшера Раисы Волковой из небольшого села под Ульяновском - здоровье десятков жителей. И когда раздается звонок с просьбой о помощи, под рукой всегда аптечка и велосипед. Круглый год, днем и ночью она спасает жизни.
"С инсультом, например, была женщина. Хватаю сумку, на велосипед, быстрей, быстрей. Считанные минуты — всё. Разрешили. Секунды даже", - рассказывает она.
Современному двухколесному транспорту уже 130 лет, а он все так же незаменим. Как его только не использовали за это время. Брали в горы, чтобы потом спуститься с них за считанные минуты. Развивали рекордную скорость в 333 км/ч. На нем даже научились ездить по воде.
Его коллекция не продается. Все экспонаты в музее конструктора и коллекционера Йозефа Майевски на ходу и в единственном экземпляре. Он уверен - революция в конструкции этого двухколесного транспорта еще впереди.
"На моих велосипедах можно получить незабываемые эмоции. Я вкладываю душу в их проектирование. У меня еще куча идей", - говорит он.
Йозеф Майевски словно смотрит назад в будущее. Уверен - города обязательно будут выглядеть как Амстердам 1950 года. Человечество рано или поздно откажется от четырех колес и пересядет на два. И пока в современной столице Голландии тестируют велодорожки, которые во время движения вырабатывают электроэнергию, в соседней Германии лишают автомобильных прав за езду в нетрезвом виде на велосипеде.
"А еще велосипедистам запрещено ездить по пешеходным зонам. Мы должны соблюдать правила дорожного движения, например, пропускать пешеходов на светофорах и перекрестках", - рассказывает совладелец велосипедной мастерской Андре Эль Каисси.
А вот еще один велосипед, который сделал один плотник, который всю жизнь старался произвести что-то такое поразительное. И у него получилось. Первый в мире деревянный велосипед. Вместо цепи - кожаный ремень.
Конструкция железных коней, как модный девайс, совершенствовалась с каждым год. Хотя основы были заложены еще в конце XIX века.
"Это трицикл, так назывались трехколесные велосипеды. Вы здесь можете видеть все основные черты велосипедов современных. Здесь вы видите хребтовую раму. Чем характерен этот трицикл - он оснащен цепным приводом, здесь это хорошо видно", - показывает экспонат своего собрания коллекционер Андрей Мятиев.
У него тысячи велосипедов. Самая большая коллекция в России хранится в его загородном доме. Каждый экспонат, как известная картина, с годами - только дороже.
"Учитывая, что велосипеды тогда стоили как сейчас автомобили люкс класса, соответственно, это мог быть какой-то богатый купец, промышленник, дворянин…", - полагает Андрей Мятиев.
Или член императорской семьи. В музее Петергофа до сих пор хранятся уникальные снимки, на которых члены царской семьи одними из первых в стране опробовали этот двухколесный транспорт.
"Три велосипеда представляют коллекцию царской семьи. Первый велосипед, так называемый "костотряс", принадлежал Александру II. Велосипед, который назывался "паук" принадлежал Александру III. Велосипед "тандем" принадлежал Николаю II", - рассказывает заведующая Малыми музеями ГМЗ "Петергоф" Лилия Шмидт.
За 130 лет современный двухколесный транспорт не раз примерял новый облик. Менялось количество колес и их диаметр, размер и цвет рамы, появлялся даже мотор, но как бы конструкторы ни старались, все равно, так или иначе, изобретали велосипед. А один железный конь и вовсе превратился в вездеход, версия 2.0. Вместо переднего колеса — лыжа, а на заднем — гусеница. То есть, теперь велосипеды, как и танки, снега и грязи не боятся.
Вот и сегодня на улицах Москвы - новогодний велозаезд. Этот двухколесный транспорт проделал путь от тридцатикилограммовых чугунных конструкций до сверхлегкого карбона в несколько килограммов. На них проезжают сотни километров на мировых первенствах, взлетают в небо и просто открывают мир.