155 млрд. долларов экспортной выручки России приходятся на долю высокотехнологичной продукции
Разговоры о российской экономике начинаются и заканчиваются темой нефти и газа. И знаменитое - зато мы делаем ракеты - обычно заканчивается ироничным - и даже в области балета мы впереди планеты всей.
Но вот сухая статистика. В прошлом году экспорт России составил 526 миллиардов долларов, из них энергоносители - 371 миллиард. Но еще почти 155 - экспорт других товаров. Еще одна цифра - 10 лет назад весь российский экспорт составлял 133 миллиарда, даже с учетом роста цен - разрыв огромен. Оказалось, что у России покупают абсолютно эксклюзивные продукты, аналогов которым на мировом рынке предложить не может никто.
Зондовый микроскоп не купишь в магазине, о нем вообще вряд ли слышали те, кто всерьез не занят наукой. Но именно эти приборы позволяют увидеть то, что даже хорошо вооруженным глазом не разглядеть. Но не только - можно еще и потрогать. Например, отрезать хвост вирусу эбола - и посмотреть, что получится. Или просканировать любой материал и попытаться изменить его свойства - возможности, говорят создатели микроскопа, - безграничны.
"На уровне нано мы все состоим из молекул, атомов, и в этом смысле нет никакой ни химии, ни физики, ни биологии. Это все едино. Поэтому применения нанотехнологические настолько широки, что входят в любую область", - говорит заместитель генерального директора НТ-МДТ Андрей Шубин.
Продукцию российской компании уже давно оценили во многих странах. И заказывают целые нано-фабрики.
"Наши клиенты на на 99% - это университеты. Это ведущие нанотехнологические центры мира. Наши рынки (мы продаем в сорок стран мира) соответственно, самые крупные технологические рынки это, конечно, Европа, Америка и очень сильно и быстро развивается Китай", - говорит заместитель генерального директора НТ-МДТ Андрей Шубин.
В голландском университете уже не один год работают российское оборудование. Исследовательский комплекс может стоить больше миллиона долларов, но без технической и научной поддержки - это деньги на ветер. Поэтому ученые ценят возможность получить ответ на любой вопрос.
"Служба поддержки находится в Москве. Я могу связаться с ними или по скайпу, или через специальную программу. Там есть инженеры, с которыми я могу пообщаться. Научные вопросы возникают постоянно, и они всегда подсказывают - давайте попробуем сделать так, или вот так. И помогают контролировать программное обеспечение удаленно - и это отлично работает", - отмечает заведующий лабораторией Делфтского Технического Университета Марсель Бус (Нидерланы).
Исследования проводят для самых разных компаний - ведь, например, ответ на вопрос, как сделать материал прочнее и легче - одинаково интересен и производителям компьютеров, и авиастроителям.
Титановая штамповка, которая станет частью шасси "Боинга-777", производится на заводе под Екатеринбургом. Конкурент американского лайнера, самый большой пассажирский самолет в мире – "Эйрбас А-380" тоже в каком-то смысле российский. Титан и для него покупают здесь.
"Мы поставляем более 50% потребностей "Аэрбаса" в титане и в изделиях из титана в принципе. Сколько в конкретном самолете - сказать сложно. Например, по шассийной группе А-380 мы практически единственные поставщики, то есть поставляем 100%", - отмечает генеральный директор ОАО корпорация ВСМПО-АВИСМА Михаил Воеводин.
Российские спутники покупают во всем мире - и секрет успеха, говорят производители, довольно простой. Кроме качества и надежности покупатели ценят удобство. И если выбрать здесь, то не нужно думать, как потом спутник окажется в космосе.
"Заказчику, особенно зарубежному, эта морока, эта увязка одной компании с другой, увязать графики изготовления и запуска - это очень сложно. Поэтому мы эту услугу предлагаем и российскому, и зарубежному заказчику. Кроме этого, мы предлагаем возможность управления, потому что у нас очень много наземных станций, и мы очень удобно расположены", - говорит Генеральный директор ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнёва" Николай Тестоедов.
Ели бы мы не делали ракеты, услугу "спутник под ключ" предложить было бы трудновато. Не говоря уже о том, что все пилотируемые старты - только на российской технике. Двигатели самарского завода стоят и на американских ракетах. И Европа покупает для коммерческих запусков.
"Поставляем двигатели для "Союза-2", который запускается из Гвианского космического центра. А там обслуживается Европа. Имеется в виду - французы, наверное, немцы будут обслуживаться", - говорит главный конструктор ракетных двигателей ОАО "Кузнецов" Валерий Данильченко.
За топливом для атомных станций - тоже в Россию. И в отличие от нефти и газа - это высокие технологии. Мало кому в мире доступные. На заводе в Подмосковье делают то, что потом и окажется в реакторах в нескольких странах. Это и есть ядерное топливо - так называемая таблетка из двуокиси урана. Держать ее в руках до того, как она попадет в реактор, говорят, абсолютно безопасно. Ну, а защита - на всякий случай.
Эти таблетки положат в специальные контейнеры и отправят в Индию. На других линиях - собирают топливные элементы для российских и европейских станций. Здесь таблетки уже внутри металлических трубок - каждая из них пройдет несколько контрольных операций, прежде чем попасть на сборочный стол. В результате получается тепловыделающая сборка. Ее потом и загрузят в реактор. Тысячи таких разойдутся с этого завода по всему миру. Конкуренция, говорят на заводе, с каждым годом становится жестче. Но главное в этом бизнесе - безопасность.
"Мы поддерживаем высокое качество своей продукции, высокую надежность продукции, поэтому это позволяет нам быть конкурентоспособными на рынке ядерного топлива, побеждать в тендерах при заказах новых видов, при пусках новых станций, новых реакторов", - отмечает технический директор ОАО "Машиностроительный завод" Алексей Жиганин.
Атомную станцию в Венгрии построили еще в начале восьмидесятых. И работает она на российском топливе. Впрочем, с тех пор технологии шагнули вперед.
"Очень важный пример - первоначальные блоки на 440 мегаватт сегодня вырабатывают уже по 500 мегаватт. Это не было бы возможно без совместной работы со специалистами из России", - говорит генеральный директор АЭС Пакш Иштван Хамваш (Венгрия).
В ближайшие годы здесь должны появиться еще два энергоблока.
А в Финляндии Росатом построит новую атомную станцию. Совместные проекты есть и в Китае - и это далеко не предел.
"Мы ставим перед собой крайне амбициозные задачи по присутствию на международных рынках. То есть в цифрах это выйдет примерно следующим образом. В 2011 году у нас было чуть меньше 40 миллиардов долгосрочных заказов, а в прошлом году у нас было уже чуть меньше 75 миллиардов, в этом году русская партия Росатома имеет почти 100 миллиардов долгосрочных заказов", - отмечает генеральный директор ОАО "Конценрн Росэнергоатом" Евгений Романов.
Речь, разумеется, о долларах. Атомная энергетика - дорогое приобретение. И в российском несырьевом экспорте занимает солидное место. Но далеко не единственное.
"Доля экспорта машинно-технической и высокотехнологичной и инновационной продукции в нашем экспорте медленно, но растет. В нашем экспорте доля сырьевых товаров составляет 52%, тем не менее, 48% нашего экспорта - это несырьевая продукция. И в рамках этой ниши несырьевой продукции мы достаточно конкурентоспособны на различных рынках", - отмечает директор департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Вероника Никишина.
Расхожее мнение о том, что Россия, кроме нефти и газа продает разве что икру и водку - уже давно устарело. Мир, конечно, не ездит на "Жигулях", но вот КАМАЗы покупает с удовольствием.
Российские тяжелые грузовики продаются в 40 странах - в том числе и в Европе. Даже если не брать в расчет экспорт оружия и военной техники - стране есть, что предложить.
Хотя танков и самолетов тоже никто не стесняется.